Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Мнение: Шуточное дело - современное искусство

Когда на выставке современного искусства художник демонстрирует консервную банку с собственными экскрементами, можно возмущаться. А можно посмеяться, потому что художник, похоже, просто шутит
000

Когда я училась в институте, курс по истории искусства, в том числе и современного украинского, у нас читала известная в узких киевских арт-кругах художница старой закалки. О некоторых своих коллегах она говорила с придыханием, но когда речь заходила о нашем контемпорари-арте, преподавательница страшно кривилась. Чичкана же она называла не иначе как «ах, этот Илюша, наш шизофренический инфантил». А всё из-за проекта «Золото нации», для которого Илья Чичкан и несколько его приятелей-художников надели на себя золотые цепи и сфотографировались в полный рост. «И это золото нации? У нас же есть Шевченко, Грушевский и Стус!» – возмущалась преподавательница. Историю украинской культуры она, конечно, знала хорошо. А вот отстраниться и поиронизировать над этой самой культурой, а заодно и над собой явно была не способна.

С тех пор прошло много времени, Илья Чичкан из молодого и перспективного художника превратился в заслуженного деятеля. Недавно он представил новый проект, где среди прочего выставил консервную банку с собственными экскрементами.

«Плагиат!» – возмущена общественность. В 1961 году итальянец Пьеро Мадзони уже расфасовывал отходы своей жизнедеятельности в 30-граммовые консервные баночки и продавал каждую за 30 г золота. Проект назывался Artist’s Shit. Чичкан не только дословно перевёл название, но и буквально повторил внутреннее содержание. Причём и то и другое сделал вполне сознательно, о чём возмущённые представители общественности как-то не подумали.

Не подумали они, видимо, ещё о двух вещах. Во-первых, сознательное цитирование – распространённый приём в современном искусстве, и плагиатом не считается. Во-вторых, кроме пресловутой консервной банки на выставке были и другие экспонаты, да и сама банка являлась частью более объёмной работы под названием «Саммит 33-х попугаев». И вот как часть этой работы, в которой задействованы ещё часы Rolex, статуэтки Ленина, Ганди и Будды, банка «Дерьмо художника» из глупой выходки склонного к лёгкому хулиганству художника превращается в остроумный символ современного искусства. По крайней мере, те, кто откровенно не плевался от увиденного, с пониманием ухмылялись. Правда, людей, которые морщились и бормотали что-то в духе: «Если это такое современное искусство, то оно нам не надо», было больше.

Для них есть хорошая новость: в отечественном контемпорари-арте существуют другие имена, причём есть не только классики, но и молодёжь. И они бы нашей преподавательнице точно понравились, поскольку почти все молодые художники тоже оказались неспособны к иронии и самоиронии. То есть хорошие талантливые работы у них, конечно, имеются. И с концептуальным обоснованием тоже всё в порядке – новое арт-поколение теоретически весьма подковано. Проблема только одна. После третьей серьёзной выставки все эти хорошие работы выглядят невыносимо скучно, как будто их авторам не 25–30 лет, а хорошо за 70.

А сами молодые художники так преисполняются собственной значимости, что уже не трудятся придумывать что-то новое молодые художники так преисполняются собственной значимости, что уже не трудятся придумывать что-то новое . Более того, они и на старое уже не всегда оглядываются и думают, что все приходящие им в головы идеи вполне ничего. Хотя на поверку эти идеи, да и их воплощения оказываются очередным изобретением велосипеда.

Собственно, те же процессы происходят и в литературе, и в кино. Написав одну книгу, которую и книгой сложно назвать, молодой графоман начинает считать себя писателем и смертельно обижается на критику. Сняв невнятную короткометражку, молодой режиссёр сразу принимается мечтать о «Пальмовой ветви», хотя стоило бы подумать о том, что в нашей стране никто не способен сделать качественное кино для массового зрителя.

Мама одной моей подруги умеет давать людям хлёсткие и чёткие характеристики. О своём соседе она говорит: «Парень простой, смотрит Задорнова и смеётся». Я не призываю наших молодых художников, писателей и режиссёров смотреть Задорнова. Но быть проще и иногда смеяться над собой точно никому не помешает.

Юлия Куприна, корреспондент отдела Культура

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.