Израильский выбор. Генерал Генц против капитана Нетаньяху

Политикам в Израиле не доверяют, если только этот политик не военный

Бени Генц / Фото: Flickr - Israel Defense Forces
Бени Генц / Фото: Flickr - Israel Defense Forces
Related video

В апреле этого года в Израиле состоятся выборы в Кнессет (парламент) – 21-е с момента создания государства. Их с нетерпением ждет все израильское общество. Почему? Потому что нынешний лидер государства Беньямин Нетаньяху со своей партией Ликуд вот уже десять лет у власти, а это для израильтян, в большинстве своем демократически настроенных, непозволительно долго.

Однако затянувшееся правление Нетаньяху – не единственная причина недовольства. Он пришел к власти в марте 2009 года на лозунгах национальной безопасности и борьбы с террором. Причем лозунгами не абстрактными, а направленными на борьбу с конкретной террористической организацией Хамас, удерживающей власть в секторе Газа. "Нетаньяху – силен против Хамас" – именно так тогда выглядели предвыборные лозунги Ликуд.

Израиль тогда поверил Нетаньяху, а его репутация экс-капитана элитного подразделения "Сайерет Маткаль" только добавляла веса его заявлениям и обещаниям. Но прошло десять лет, а Хамас живет и здравствует и поныне, продолжая терроризировать близкие к сектору Газа населенные пункты и израильтян, живущих в южной части страны минометно-ракетными обстрелами.

Поэтому сегодня Нетаньяху уже не верят, причем это касается и генералитета. К выборам стремительными темпами выкристаллизовывается коалиция из партий и движений, возглавляемых бывшими генералами Армии обороны Израиля.

В первую очередь речь идет о генерал-лейтенанте (высшее звание в армии Израиля) Бени Генце. В недавнем прошлом начальник генштаба (2011-2015) сегодня уверенно взялся за политику. Его недавно зарегистрированной партии "Стойкость Израиля" различные опросы пророчат от 12 до 16 мандатов (Всего в Кнессете 120 парламентариев). Весьма немало для нового политика и его партии. Для сравнения, Ликуд обладает в нынешнем парламенте 30 мандатами, а некоторые партии так и вовсе довольствуются четырьмя-пятью.

Впрочем, Бени Генц, несмотря на всю свою популярность, не в состоянии самостоятельно бросить вызов Ликуду и Нетаньяху. Однако Бени не единственный генерал, решившийся положить конец правлению Беньямина.

Другой бывший начальник генерального штаба (2007-2011), генерал-лейтенант Габи Ашкенази тоже готов вступить в "Стойкость Израиля", если увидит шанс отстранить от власти нынешнее правительство. Любопытно, что до недавнего времени Ашкенази не проявлял никакой политической активности. Отмечу, что должности и чины не интересуют Ашкенази, его волнует только Нетаньяху и смена его курса.

Но и на Генце с Ашкенази список противников действующего премьера не заканчивается. Еще один генерал-лейтенант, тоже бывший начальник генерального штаба (2002-2005) Моше Яалон со своей новой партией готов пойти единым блоком со "Стойкостью Израиля".

Чем же обусловлена такая популярность Генца? Почему, еще даже не озвучив своей программы, он в опросах стабильно набирает более 10 мандатов? Чтобы это понять, нужно знать несколько моментов.

1. В Израиле, как правило, депутаты относятся к так называемой политической аристократии — элите. Есть даже целые династии депутатов: такие, у которых родители были политическими деятелями, а их детство и юношество прошло в политической среде. Простому среднему человеку из народа тяжело (а порой и вовсе невозможно) подняться по политической лестнице до депутатских или министерских должностей. Но только если речь идет не о военной службе. Дело в том, что все генералы Армии обороны Израиля без исключений начинали свою службу и карьеру с самых низов, с простых рядовых. Такова уж местная специфика, не типичная для военных каст, какие бывают в других государствах. То есть и Генц, и Ашкенази, и Яалон для простого обывателя – это не вскормленная с пеленок элита, а близкие и понятные выходцы из простого народа.

2. Политикам в Израиле не доверяют. Впрочем, это типично для любого государства, но есть одно "но": если только этот политик не военный. Для израильтян, которые в большинстве своем проходят обязательную военную службу, армия место родное и знакомое, а командиры и офицеры – люди, которым доверяют намного больше, чем профессиональным политикам от "гражданки". И \упомянутая ранее генеральская троица пользуется популярностью среди обычных людей, носивших военную форму.

3. Армия Израиля и ее высшие офицеры в меньшей степени, чем профессиональные политики, заражена коррупцией. Во всяком случае, политики-генералы, как правило, намного реже были замечены в коррупционных скандалах.

Если этой троице генералов удастся свалить капитана Нетаньяху, что они могут предложить израильтянам?

Традиционно большая часть генералов Израиля по своим взглядам оказывается центристами либо левоцентристами

Они, как правило, противники еврейского радикального поселенчества и выступают за диалог с палестинцами.

В экономике они преимущественно умеренные либералы, либо близки к правому крылу социал-демократии. И почти всегда оказываются сторонниками сохранения социальных гарантий нынешнего Израиля.

Например, Генц так озвучил приоритеты своей будущей политики: а) образование; б) развитие инфраструктуры; в) сельское хозяйство; г) судебная система и внутренняя безопасность и, наконец, мир с внешней безопасностью. Обратили внимание: безопасность он ставит в конец списка, в отличие от Нетаньяху.

Что может Беньямин Нетаньяху противопоставить Генцу и К?

Во-первых, наработанный политический капитал. Несмотря на многие провалы, у него есть политические козыри в рукаве – например сохранение относительно стабильного состояния в обществе и развитие частного сектора в экономике. Именно здесь и складывается его электорат — твердый средний класс, предприниматели.

Во-вторых, это опора на либеральную интеллигенцию и ту часть общественности, которая прислушивается к ней.

В-третьих, это часть силовиков, в том числе и бывших. Например, бригадный генерал Галь Хирш высказал свое желание пойти в политику, и в партии Ликуд ему уже забронировали место. Правда, его популярность намного меньше, чем у упомянутой выше генеральской троицы.

В-четвертых, это опора на израильских и американских олигархов, в том числе и на сверхбогача Шелдона Адельсона — американского бизнесмена. Предвыборная кампания Нетаньяху во многом будет опираться именно на финансовые мощности последнего.

Что ждет израильско-украинские отношения, случись и гегемонию партии Ликуд удастся свалить, а генералы одержат победу на выборах?

Тут нужно понимать, что на фоне продолжающейся российской военной интервенции в Сирии, поддержкой Путиным враждебного для Израиля режима Асада и "терпения" Россией присутствия там военных сил Ирана, чаша "симпатий" у израильских силовиков, мягко говоря, склоняется не в сторону России.

С большей вероятностью Генц и другие его сторонники будут ратовать за дальнейшее сближение с Украиной, особенно по вопросам военно-промышленного комплекса.