Ночной кошмар урбаниста. Почему город будущего сам себя не построит и причем тут генплан Киева

В феврале киевлянам обещают представить подробности нового Генплана столицы. Есть подозрение, что урбанисты, футурологи или стратегические менеджеры видят нечто похожее в ночных кошмарах. В то же время опыт многих мегаполисов мира доказывает, что проектировать и создавать "города будущего" реально уже сегодня.

футуристический урбанизм
Опыт многих мегаполисов мира доказывает, что проектировать и создавать "города будущего" реально уже сегодня.

Уже в феврале киевлянам обещают представить подробности нового Генплана столицы. Пока что на официальном сайте доступна презентация документа. Один из разделов посвящен текущей ситуации в городе. Подозреваю, что урбанисты, футурологи или стратегические менеджеры видят нечто похожее в ночных кошмарах.

Так, в прошлом Генплане до 2020 года планировали решить проблему с доступным жильем, а вместо этого застроили столицу дорогими коммерческими ЖК. Собирались создать дорожную инфраструктуру с запасом на десятилетия, а вместо этого устроили транспортный коллапс. Хотели увеличить площадь парков, но из-за решений по землеотводам только потеряли часть зеленых зон.

По умолчанию считается, что, проанализировав ошибки предшественников, градостроители предложат киевлянам свежие эффективные решения. Но о об этом еще будет повод написать отдельно. А пока решил просто помечтать о комфортном современном Киеве, в котором нам с вами хотелось бы очутиться еще при жизни.

По крайней мере, опыт многих других городов мира доказывает, что проектировать и создавать зеленые и процветающие "города будущего" вполне реально уже сегодня. Какие тренды считаются обязательными для современного городского планирования – рассмотрим на мировых примерах.

От "города-сада" к целям устойчивого развития

Идея футуристического города-сада появилась еще в конце 19 века – когда европейские столицы вплотную столкнулись с проблемой перенаселения и другими эффектами урбанизации. Гармония города и природы долго считалась лишь утопией. Сегодня же, почти полтора века спустя, концепция городов будущего немыслима без контекста дружелюбного отношения к окружающей среде, круговой экономики и экологического мышления. Почему так?

Во-первых, принципы экологичности являются краеугольным камнем для достижения многих из Целей стойкого развития, которые во многом (и не зря) определяют повестку дня для большей части человечества.

Во-вторых, (и это проще понять) современное понятие экогорода прежде всего означает не просто "защиту природы", а удобные и безопасные условия для самих людей. Или, цитируя определение Всемирного банка, предполагает "комплексный подход к градостроительству и управлению, который использует преимущества экологических систем, чтобы улучшить благосостояние граждан и общества, а также защитить интересы следующих поколений".

Сам термин "экогород" появился в 80-х в книге "Ecocity Berkeley. Строим города для здорового будущего". Ее автор, урбан-активист Ричард Реджистер был и остается главным популяризатором идеи города как экосистемы. Он сформулировал основные критерии стандартного экогорода, которые актуальны и сегодня. Вот несколько из них.

Термин "экогород" появился в 80-х в книге "Ecocity Berkeley. Строим города для здорового будущего". Fullscreen
Термин "экогород" появился в 80-х в книге "Ecocity Berkeley. Строим города для здорового будущего".
Важно
Жить страшно, дышать опасно. Почему проблемы экологии – в хвосте приоритетов украинской власти
Жить страшно, дышать опасно. Почему проблемы экологии – в хвосте приоритетов украинской власти

Отсутствие автомобилей, безвредный общественный транспорт и пешеходная мобильность

Проект города The Line в Саудовской Аравии задуман как одна 170-километровая прямая улица. Автомобили здесь заменят сверхскоростным общественным транспортом и служебными машинами, которые будут перемещаться по подземным тоннелям. Обещают, что дорога в любую точку города займет не больше 20 минут. Кластерное планирование позволит размещать всю необходимую инфраструктуру в пешей доступности для жителей каждого района города.

Fullscreen

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, задумали и в Китае. В Great City — "Великом городе", возводимом с нуля, перемещаться будет удобнее пешком или на велосипеде благодаря особой планировке. Так в центре города разместится жилье, а вся инфраструктура – дороги, офисные и административные здания — вокруг. Город рассчитан на 80 тысяч человек.

В Сан-Хуане (Пуэрто-Рико) в черте города автомобили уже запрещены. Для превращения столицы острова "место для прогулок" выделено 1,5 миллиарда долларов. К 2025 году избавиться от автомобилей планирует также Хельсинки. Похожие проекты запущены в Осло, Барселоне, Копенгагене, Париже.

Важно
Войти в историю. Как привлечь частный капитал к реконструкции украинских памятников старины
Войти в историю. Как привлечь частный капитал к реконструкции украинских памятников старины

Возобновляемые ресурсы

Масдар сити – исторически первый в мире проект зеленого города с нулевым выбросом углерода, который уже 12 лет строят в Абу-Даби (ОАЭ). Город будет работать исключительно на солнечной энергии и других возобновляемых источниках энергии. Для этой цели на поле площадью 21 гектар разместили 88 тысяч солнечных панелей. Это – только дополнение к солнечным панелям на крышах и стенах, которые установлены по всему городу.

Эко-сити в китайском Тяньцзине задуман как самодостаточное ресурсосберегающее поселение. Он станет типовым образцом для будущих китайских городов. В них будут использовать альтернативные источники энергии и водоснабжения, а также переработки и повторного использования ресурсов.

Предусматривается, что обеспечивать энергией целый город удастся за счет эффективного использования гидро-, ветро- и солнечных электростанций. Для водоснабжения собираются накапливать и использовать дождевую воду, а также опреснять морскую воду и очищать сточные воды для повторного использования.

Похожий проект строят в Сондо (Южная Корея). Там возводят новый бизнес-округ, который также будет использовать технологии сбора дождевой воды и перерабатывать более 75% всех отходов.

Вертикальная застройка

Multiplicity – вертикальный огород, в который хотят превратить австралийский Мельбурн. Компания John Wardle Architects разработала уникальный проект видения города через 100 лет. Перемещаться по Multiplicity можно будет по подземным и воздушным трассам. Город накроют прозрачным куполом, который будет служить для сбора воды, солнечной энергии, обустройства ферм.

Намного раньше закончат строительство многомерного вертикального города-небоскреба Tower C в китайском городе Шэньчжэнь. В двух башнях высотой почти 400 метров размещены квартиры и офисы, отели и рестораны, парковки для электромобилей и велосипедов, выставки и музеи, культурные и торговые центры, магазины и даже собственная станция метро. Площадь проекта составит 36 тысяч м2.

Вертикальный город-небоскреб Tower C в китайском городе Шэньчжэнь Fullscreen
Вертикальный город-небоскреб Tower C в китайском городе Шэньчжэнь

Оба здания объединят многоуровневым панорамным мостом. Комплекс сможет принимать 300 тысяч человек ежедневно. Он будет интегрирован в прилегающий городской парк, плавно перетекая в зеленую зону благодаря многоступенчатым террасным садам у подножия башен.

Важно
Чужие на празднике жизни. Почему Украина не представлена на Венецианском архитектурном биеннале
Чужие на празднике жизни. Почему Украина не представлена на Венецианском архитектурном биеннале

Смелые решения

Столица Мексики — один из самых густонаселенных мегаполисов. Проблему перенаселения Мехико задумали решить также с помощью вертикальной архитектуры, но – вглубь, а не ввысь. Концепт, инициированный местными властями заключается в строительстве перевернутой пирамиды глубиной 65 этажей.

Сооружение планируют разместить в центре Мехико. Подземный дом накроет стеклянная прозрачная панель, которая одновременно будет служить общественным местом для прогулок жителей "верхнего города". Средством передвижения в подземном доме станут высокоскоростные лифты, а источником энергии – геотермальная энергия Земли.

Еще более смелый проект придумали в Бразилии. Город будущего у побережья Рио-де-Жанейро решили полностью распечатать на 3D-принтере. Поселение Aequorea будет состоять из трех зданий-медуз, погруженных в воду. В каждом из них разместят жилые и рабочие пространства, мастерские, заводы по вторичной переработке, научные лаборатории, спортивные площадки и экофермы. Цель проекта – создать мировой центр для исследования океана. Что примечательно – для строительства планируют использовать переработанный мусор из океана и водоросли.

Aequorea:  бразильский город в океане, напечатанный на 3D-принтере. Fullscreen
Aequorea: бразильский город в океане, напечатанный на 3D-принтере.
Важно
"15-минутный город". Как Киеву решить свои проблемы и стать комфортным для жизни
"15-минутный город". Как Киеву решить свои проблемы и стать комфортным для жизни

Умные технологии и вовлеченность громады

Население Гетеборга, второго по величине города Швеции, составляет около 1 миллиона жителей и к 2035 году вырастет на 150 тысяч человек. Аналог местной программы доступного и молодежного жилья предполагает строительство 80 тысяч новых домов и офисов.

Планируя новые кварталы местные власти вместо того, чтобы тихонечко проголосовать за землеотводы, наоборот делают процесс максимально прозрачным. Доступ к информации и привлечение граждан на ранних этапах планирования проекта – принципиальная "фишка". Она позволяет не только избежать недопонимания с громадой города, но привлечь инвесторов в регион.

Для привлечения жителей к процессу планирования используют цифровой двойник города. Полная 3D-модель служит в качестве платформы для моделирования и обсуждения, показывая трехмерные визуализации проектов жителям Гетеборга и потенциальным инвесторам. В мировом рейтинге умных городов, составленном институтом Future Today Institute в 2019 году Гетеборг занял второе место.

Приведенные примеры – лишь малая часть воплощенных решений и футуристических проектов, которые отображают принципы современного городского планирования.

Важно
Smart-будущее: что такое "умные" города и почему их нет в Украине
Smart-будущее: что такое "умные" города и почему их нет в Украине

Большинство этих идей объединяет одна важная особенность – они созданы для того, чтобы люди в городах могли жить дольше и счастливее.

Обсуждение нового Генплана Киева (которое, надеемся, не станет очередной формальной отмазкой для громады) хотелось бы видеть именно в таком контексте.

Остается добавить, что все основания для того, чтобы новый Генеральный план столицы соответствовал трендам экологичности и стойкого развития, есть. Еще в декабре депутаты Киевсовета приняли Экологическую стратегию Киева до 2030 года. Этот документ создан при участии более 120 экспертов и активных киевлян.

Стратегия впервые определила конкретную экологическую политику города и необходимые шаги относительно управления отходами, чистого воздуха и воды, энергоэффективности, зеленых зон и биоразнообразия.

Этот документ, надеюсь, станет поводом, чтобы раз и навсегда избавится от общих фраз и размытых обещаний относительно экологии в главном градостроительном документе.