Будут "дружить против Китая"? Возможно ли, что в военный альянс AUKUS вступит Новая Зеландия
Находясь на прошлой неделе в Веллингтоне, заместитель госсекретаря США Венди Шерман заявила в эфире Radio New Zealand, что Новая Зеландия в перспективе может присоединиться к AUKUS. На данный момент объединение включает три страны: Австралию, Великобританию и США. Действительно ли альянс получит нового участника?
![Австралия, Новая Зеландия, военный парад Австралия, Новая Зеландия, военный парад, австралийские военные](https://focus.ua/static/storage/thumbs/1290x585/e/6b/5958169a-003e2fc0a78dc4d223e63bde05a316be.jpg?v=5554_1)
Присоединение Новой Зеландии к AUKUS (трехсторонний оборонный альянс, образованный Австралией, Великобританией и США) — идея сама по себе логичная. Все четыре страны являются, что называется, естественными союзниками – англоговорящие демократии, разделяющие общие ценности, взаимодействие между которыми закреплено целым рядом договоров и союзов. В конце концов, все четыре упомянутых государства, а также Канада входят в Five Eyes – разведывательный альянс.
Есть несколько "но".
В первую очередь, это ядерная, точнее, безъядерная политика Веллингтона. Хотя новозеландский премьер-министр Джасинда Ардерн после объявления о создании AUKUS высказалась в поддержку "более активного участия Великобритании и США в регионе", она также заявила, что австралийским атомным подводным лодкам не разрешат заходить во внутренние воды Новой Зеландии (т. е. в пределах 12 морских миль).
Здесь большую роль играет экологическая повестка Новой Зеландии, блюстителя экологического порядка в южной части Тихого океана. Новая Зеландия — член Форума тихоокеанских островов и считает себя ответственной за развитие "климатической" повестки субрегиона, где атомное вооружение совершенно недопустимо. Теоретически это поправимо, если переформатировать AUKUS в оборонный альянс в широком смысле этого слова, то есть, убрать фокус внимания с атомного вооружения и создать эдакий обновленный ANZUS+1 (Австралия, Новая Зеландия, США + Великобритания).
Во-вторых, вооруженные силы Новой Зеландии серьезно уступают США, Великобритании и даже Австралии, а значит, Веллингтон не сможет играть в союзе равнозначную роль — как это теоретически могли бы сделать Япония либо Южная Корея. Для Новой Зеландии преимущество AUKUS очевидно: поддержка в развитии и модернизации вооруженных сил, а также укрепление обороноспособности.
В общем-то, вооруженные силы Новой Зеландии абсолютно коррелируются с ее геополитическим статусом. Политический вес Новой Зеландии на международной арене невелик, что объясняется географической удаленностью государства от мировых центров силы и ограниченностью в ресурсах. Новая Зеландия проводит внешнюю политику согласно концепции "малой державы", которая предполагает, что небольшие государства стремятся создать ровные и стабильные отношения с более мощными государствами и не допускают каких-либо действий, осложняющих эти отношения.
Интересно, что Национальная партия страны, представляющая консервативные круги, традиционно ориентируется на западные демократии, а Лейбористская партия обычно выступает за общемировые гуманитарные ценности, интернационализм и пацифизм, что всегда обеспечивало симпатию со стороны социалистических и развивающихся стран. Нынешний премьер, Джасинда Ардерн, кстати, возглавляет Лейбористскую партию.
Новая Зеландия не стремится противостоять Китаю, хотя порой и солидаризируется с союзниками и выражает обеспокоенность по поводу растущего влияния КНР в южной части Тихого океана, что нарушает существующий баланс сил.
Важная отличительная черта "малых стран" – приоритет экономических интересов над политическими, что характерно для Новой Зеландии. "Внешняя политика есть торговля" – именно такому принципу долгие годы следовал Веллингтон. Именно такая внешняя политика способствовала активному росту торговли с Китаем, который в 2020 году стал крупнейшим торговым партнером Новой Зеландии. Экспорт в Китай составил почти $11 млрд – Китай занял долю в 27%. Импорт товаров из Китая – почти $9 млрд, Китай занял долю в 22%. Вторым крупнейшим партнером является Австралия с двусторонним товарооборотом в почти $10 млрд, третьим – США (почти $8 млрд), четвертым – Япония (почти $4,5 млрд).
ВажноПарадокс роли Новой Зеландии в Индо-Тихоокеанском регионе заключается в том, что несмотря на развитость экономики, страна находится на геополитической периферии в роли второстепенного игрока, который лавирует между крупными государствами. Это мотивирует на выработку независимого внешнеполитического курса. Что, в частности, проявляется в активной политике Веллингтона в южной части Тихого океана.
AUKUS – не QUAD, антикитайской направленности не имеет, следовательно, для Веллингтона, который на данный момент не изъявляет желания присоединиться к антикитайской коалиции, никаких препятствий нет. Венди Шерман, однако, говоря о возможном расширении, звучала несколько нерешительно. В ближайшие годы, пока не будет реализовано соглашение о поставках Канберре субмарин, никаких договоренностей с Веллингтоном не будет.
Во всяком случае, Новая Зеландия кажется более перспективным участником, нежели Япония, потому что китайско-новозеландские отношения довольно стабильные и ровные, не обременены грузом исторической памяти и территориальных споров, в отличие от китайско-японских. Вступление Японии в AUKUS, который, хотя и не имеет антикитайской направленности, все же враждебно воспринимается Поднебесной, несет риск эскалации ситуации в Восточно-Китайском море, в районе островов Сэнкаку/Дяоюйдао или даже в Тайваньском проливе. Расширение альянса за счет Новой Зеландии вызовет лишь сдержанное, дипломатичное недовольство Пекина.
ВажноС другой стороны, новый обновленный AUKUS или NAUKUS как оборонный альянс однозначно поставит своей целью сдерживание влияния Пекина в Тихом океане, а Джасинда Ардерн не проявляет готовности присоединиться к возглавляемому США антикитайскому сдерживанию, военному сдерживанию.
Так что мысль о вступлении Новой Зеландии в AUKUS — теоретическая. Маловероятно, что Веллингтон изъявит желание присоединиться к AUKUS. США проявляют все больший интерес к этой части света, пытаясь окончательно не утратить позиции, чем Новая Зеландия может воспользоваться самостоятельно.
Defense Assessment 2021 года показывает, что правительство Джасинды Ардерн рассматривает противостояние между Китаем и Соединенными Штатами как угрозу безопасности Новой Зеландии. В ответ на это Новая Зеландия пытается меньше полагаться на Китай в экономическом плане, диверсифицируя торговые отношения. Достижением стало Соглашение о свободной торговле между Новой Зеландией и Великобританией. Тот же договор Defense Assessment 2021 года обозначает Соединенные Штаты как партнера Новой Зеландии в области международной безопасности.
США, кстати, продолжают активно работать над тем, чтобы окончательно не утратить свои позиции в этой части света, что объясняет повышенный интерес Вашингтона к малым островным государствам Океании в последнее время.
Важно![Выборы на Филиппинах: у Китая появился новый друг?](https://focus.ua/static/storage/thumbs/80x45/a/34/53e40f08-7baf73f8d4a95b9efaa90115f750834a.jpg?v=8526_1)