Угрозу жизни президента надо устранять тихо, - экс-глава СБУ

Бывший председатель СБУ Валентин Наливайченко в интервью Фокусу прокомментировал утечку информации о подготовке покушения на президента Украины Виктора Януковича

Related video

Валентин Наливайченко после отставки с должности главы СБУ решил окунуться в общественную работу. Сейчас он возглавляет гражданскую инициативу "Обновление Украины". Тем не менее Фокус попросил г-на Наливайченко вернуться в недалекое прошлое, а также поговорил с ним о том, как изменилась работа Службы после прихода к власти Виктора Януковича.

– Ваш период в СБУ принято считать проамериканским. Сейчас, по словам источников Фокуса, Служба переориентируется на сотрудничество с Россией. Раньше по коридорам ходили советники из ЦРУ, а сейчас – работники ФСБ. Это правда?

– Мой период был не американским, а украинским. Ни у нас в штаб-квартире, ни у меня в советниках не было ни одного американского представителя или сотрудника. Мы хотели сделать СБУ полностью украинской, вплоть до мелочей: нужно было установить украинский флаг – установили, надо было перейти на украинский язык – перешли, мы перестали пользоваться словом "товарищ" – стали говорить "пан", купили в магазине сборник песен УПА и разослали по областным управлениям, чтобы ребята использовали на построениях и мероприятиях украинские песни. Этим я горжусь. А о том, что там эфэсбэшники сейчас ходят, мне ничего не известно.

– Не кажется ли вам, что Голодомор, язык и песни УПА – это не то, чем должна была заниматься СБУ?

– Однако ваши инициативы по рассекречиванию документов свернули.

– Самое важное – мы успели это сделать. По Голодомору было проведено расследование, и суд назвал имена большевиков – организаторов геноцида. Я убежден, что работу необходимо продолжать – передать все архивные материалы относительно преступлений против человечества, концлагерей, национально-освободительного движения из МВД, СБУ и Генпрокуратуры в Институт национальной памяти и начать выплаты компенсаций жертвам репрессий. Кстати, один из самых масштабных советских концлагерей до 30-х годов находился под Донецком. Там до сих пор в земле люди в общих рвах закопаны. Об этом нельзя забывать.

– Недавно появилась информация о том, что кортеж Януковича сменил маршрут из-за угрозы покушения. На наших чиновников часто покушаются?

– Спецслужбы любой страны никогда не комментируют эти вопросы. Когда это выводят в публичную плоскость, то прежде всего наносят вред оперативно-розыскной деятельности. Главная задача спецслужб – молча и без публичности работать так, чтобы предупредить опасность, а не пугать через СМИ президента и граждан. Знаете, Ющенко вообще не любил охрану, ходил всегда свободно. Сотрудникам Управления госохраны работать с ним было очень сложно. Тем не менее все вопросы удавалось решать спокойно и тихо, не вынося на публику. Виктор Андреевич и не знал о том, сколько десятков вопросов утрясалось, чтобы он приехал на тот или иной объект.

– Была ли реальная опасность хоть один раз?

– Был случай с визитом одного ино­странного президента. Госохрана и специалисты второй стороны прошли по маршруту следования. А во время последнего совещания я просто попросил своих ребят из центрального аппарата пробежаться по маршруту еще раз. Они в ужасе вернулись и сказали, что на самой опасной улице ни один чердак, ни один подвал не проверены. Их потом быстро осмотрели и опечатали моей личной печатью. После этого были сделаны выводы, и маршруты всегда отрабатывались тщательно.

– А реальные покушения планировались? Например, в прошлом году была информация о шести покушениях на Тимошенко.

– Это все политические манипуляции. Мы проверяли эту информацию.

– То есть за последние 5 лет никто не готовил покушения ни на президента, ни на премьер-министра?

– Нет. По крайней мере, не было такого, чтобы кто-то доводил намерения до этапа подготовки. Спецслужба для того и нужна, чтобы предотвращать подобные вещи.

– Охрану президента сейчас увеличили до 170 человек. Насколько это оправданно?

– Я не уверен, что там именно 170 человек. Как правило, охраны намного больше. И это не шутки. В России теракты, в Турции теракты. Мы живем в неспокойном мире, так что лучше перестраховаться.

– Тем не менее при Ющенко кортежи были поменьше. А сейчас дороги перекрывают тракторами, и такое впечатление, что танковый батальон едет. Это правильно?

– Украина теперь официально внеблоковая страна. Все чаще звучат мнения о том, что теперь придется усиливать спецслужбы и армию. Что вы об этом думаете?

– Я остаюсь сторонником евроинтеграционного направления. Это означает сокращение вооруженных сил, сокращение количества структур и земель Минобороны. Это когда снимается колючая проволока, советские заборы высотой в 4 метра. Украина как часть Европы должна искать коллективные системы безопасности. Для меня НАТО – зонтик нашей безопасности. Мы живем не одни. Но, несмотря на принятый закон, мне кажется, от сотрудничества с иностранными армиями и спецслужбами мы отказаться не сможем. Это будет очень непрофессиональное решение.

– Ходили слухи о том, что вы возглавите "Нашу Украину".

– Я не комментирую слухи. Если это была какая-то интрига, то я в ней не участвовал. Кроме того, я вообще не член этой партии. Мне неинтересно обновлять какой-то партийный проект, я считаю, нужно обновлять Украину. С Виктором Ющенко я этот вопрос не обсуждал.

– А вообще видитесь?

– Да, иногда видимся. Я, как и раньше, уважаю этого человека.

– Вы обговариваете взаимное политическое будущее? Мы сможем увидеть вас в одном политическом проекте?

– Шансы такие же, как и увидеть меня с любым из 46 миллионов украинцев. Если серьезно, то Ющенко самодостаточный человек и политик. Я не влияю на него и на его политическое будущее.

Сергей Высоцкий. Фокус