Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

Пешите есчо. Слава литераторов не дает покоя украинским политикам

Пешите есчо. Слава литераторов не дает покоя украинским политикам
Украинские политики пробуют себя на литературном поприще. Но вместо славы и высоких гонораров большинство из них несут дополнительные расходы и обвиняются в коррупции
000

Замдиректора донецкой фирмы «Новый мир» Эдуард Вакуленко считает, что его компания отлично вложила почти $2 млн. В июле прошлого года провинциальное издательство заключило договор не с кем-нибудь, а с президентом Виктором Януковичем на издание более миллиона экземпляров четырёх его книг. И выплатила автору гигантское даже по мировым меркам вознаграждение — 16,4 млн грн.

«Мы довольны сделкой, весь тираж уже продан. В будущем рассматриваем продажи в России», — с гордостью заявил Фокусу Вакуленко.

Опыт «Нового мира» не уникален: отечественные политики — сплошь писатели. Летом минувшего года в Украинском доме свою книгу со сложным названием «Инновационные механизмы управления программами развития» презентовал премьер-министр Николай Азаров, вслед за ней в свет вышла автобиография Натальи Витренко «Лидер». На подходе творение Оксаны Билозир «Біла зірка України» и труд «о пережитом» известного коммуниста Леонида Грача. Однако повторить коммерческий успех президента и разбогатеть на новом для себя поприще этим авторам не удастся. Большинство отечественных политиков даром отдают права на издание своих книг, а некоторые даже доплачивают, чтобы попасть на прилавки книжных магазинов.


Простая арифметика. По словам издателя Игоря Степурина, политики зарабатывают не за счёт авторских гонораров, а благодаря отчислениям от продаж их книг

Тираж-невидимка
С тех пор как в СМИ появилась информация о сделке «Нового мира» с Януковичем, издательство без конца атакуют журналисты. Вакуленко к такому ажиотажу уже привык. Он уверяет: скрывать его компании нечего. Сумма авторского вознаграждения уже известна. Общий тираж книг Януковича — «Год в оппозиции. В политике не бывает окончательных побед и поражений», «...И год при власти. От кризиса — к экономическому росту», «Преодолеть путь», «Как Украине жить дальше», по словам Вакуленко, перевалил за рекордные для Украины 1 290 000 экземпляров. «На складе типографии не осталось ни одной книги — все продали», — радостно констатирует предприниматель, добавляя, что выплатить огромное авторское вознаграждение фирма смогла благодаря отличным финансовым показателям: в минувшем году валовой доход предприятия составил более $32 млн. Если Вакуленко говорит правду, то при оптовой цене $6 за экземпляр новый контракт с президентом принёс компании ещё около $8 млн. Вопрос только в том, кто именно раскупил гигантский тираж, который, по словам издателей, был полностью реализован в Украине. Ответить на него, как и объяснить отсутствие президентской книги в розничных сетях, в «Новом мире» не могут — мол, работают исключительно с оптовиками. Отказываются обсуждать книжный казус и в Администрации президента. На просьбу Фокуса предоставить текст авторского договора Януковича с «Новым миром» там тоже ответили отказом, сославшись на то, что творческая деятельность главы государства не входит в сферу публично-правовых отношений.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Похоже, люди, составлявшие декларацию президента, не имели представления о нюансах отечественного литературного рынка и теперь не знают, как объяснить очевидные нестыковки. Директор издательства «Саммит-Книга» Игорь Степурин, выпустивший более десятка книг украинских политиков, утверждает: чиновники получают в виде авторского вознаграждения не более 10% от оптовой цены издательства. Даже при крупном по украинским меркам тираже в 5000 экземпляров заработать на книге крайне сложно.

Не верят в коммерческий успех теперь уже коллеги по литературному цеху и именитые украинские писатели. Андрей Кокотюха, один из самых востребованных в стране авторов, уверен, что с помощью многомилионного гонорара Янукович попросту решил легализовать часть своего состояния. Если и так, издательство всё равно заработает: оно наверняка получило от представителей автора гарантии крупного, возможно, даже государственного заказа на книги, говорит директор харьковского издательства «Фолио» Александр Красовицкий. В 2009 году схему «сам написал — сам купил», по словам издателя, использовал мэр Киева Леонид Черновецкий. Большую часть стотысячного тиража его книги «История успеха» выкупили представители градоначальника.


Писательские гонорары самых известных зарубежных политиков
Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Сам себе издатель
Если книга выпускается не в рамках схемы, а для рынка, тиражи и гонорары совсем другие, чем у Януковича. Как выяснил Фокус, в 2009 году кандидат в президенты Сергей Тигипко продал права на книги «Украина: проект развития» и «Украина: гражданский проект» за 5 грн. Леониду Черновецкому за «Исповедь мэра», «Как заработать миллион» и «Историю успеха» по авторскому договору полагалось 50 грн., а Леониду Кравчуку за сочинение «Одна страна, единый народ» — 1000 грн.

Политические книги выпускают тиражом от 1500 до 5000 экземпляров. Продать больше удалось разве что второму президенту Леониду Кучме — московское издательство «Время» в 2003 году выпустило 10 000 экземпляров его нашумевшей книги «Украина — не Россия», — и нынешнему министру образования Дмитрию Табачнику: с учётом переизданий его книга «Утиный суп по-украински» разошлась тиражом 20 000 экземпляров. На политическом бестселлере, по подсчётам Фокуса, чиновник заработал около $20 000.

Иным авторам и думать не приходится о заработке даже в 5 грн. — вынуждены сами доплачивать. По словам Грача, издать книгу — удовольствие не из дешёвых. Выпуск 5000 экземпляров книги обходится ему примерно в $8000. Ещё больше политики тратят на рекламу малоинтересных широкой аудитории произведений, особенно накануне выборов. «Издание книги в столице тиражом в 3000–4000 стоит $10 000–12 000. Но чтобы раскрутить её, нужно потратить в пять раз больше», — рассуждает Игорь Степурин. В числе тех, кто не поскупился на продвижение, — Сергей Тигипко. В ходе президентской кампании 2009 года он оплатил рекламу двух своих книг в СМИ, промоушн на радио и анонсы на ситилайтах.

Чтобы удешевить дорогостоящее книгоиздание, иногда политики отказываются от услуг издателей и договариваются напрямую с типографиями или пытаются выпустить свои труды за счёт налогоплательщиков. Так случилось с книгой «Харцызск: время, события, люди» бывшего министра Анатолия Толстоухова и губернатора Черкасчины Сергея Тулуба, которую пытались издать в рамках программы «Украинская книга».

Чужой почерк
Понятно, почему большинство авторов-политиков издаются себе в убыток. Они не просто пишут неинтересные массовому рынку книги — часто эти произведения сочиняют и вовсе «литературные рабы». Опросив известных издателей, Фокус выяснил, что к малочисленной группе писателей-политиков, которые лично переносят свои мысли на бумагу, относятся Дмитрий Табачник, руководитель Главного управления по гуманитарным вопросам Администрации президента Анна Герман («Пирамиды невидимые», «Красная Атлантида»), оппозиционер Александр Турчинов («Иллюзия страха») и экс-президент Леонид Кравчук («Государство и власть: опыт административной реформы», «Одна Украина, единый народ»). Правда, последний к написанию одной из трёх своих книг — «Маємо те, що маємо» — привлекал известного журналиста Сергея Рахманина. «Очевидно, Леонид Макарович хотел отойти от шаблонов, свойственных политикам, и сделать текст более читабельным», — излагает журналист свою версию партнёрства с политиком.

В какую сумму Кравчук оценил писательский труд соавтора, неизвестно. Рахманин называть сумму вознаграждения отказывается, ссылаясь на забывчивость. Разброс цен на рынке литературного труда велик: по словам руководителя книжного портала «Буквоїд» Сергея Руденко, в подобных ситуациях, в зависимости от качества работы и уровня политика, речь может идти о суммах от $500 до $50 000. Леонид Грач рассказал, что его знакомый киевский журналист сейчас пишет книгу для лидера крупнейшей левой партии за $15 000.

По словам экс-советника бывшего главы Минфина Фёдора Ярошенко Сергея Бушуева, к внесению правок и общему руководству процессом свелось участие Азарова в процессе написания его книги «Инновационные механизмы управления программами развития». Впрочем, продать маленький тираж известная фамилия на обложке не помогла. Пока из 2000 экземпляров реализовано только две трети.

В отличие от книг действующих политиков и чиновников, иметь реальный рыночный успех могли бы мемуары бывшего охранника Кучмы Николая Мельниченко и «серых кардиналов» времён второго президента — Александра Волкова и бывшего главы АП Виктора Медведчука. Обо всех этих работах уже известно на издательском рынке. Но хорошие продажи таким воспоминаниям гарантированы только в том случае, если в них будут упоминаться фамилии ведущих политиков.

Мельниченко гарантирует это потенциальным издателям. Он сообщил Фокусу, что в его уже готовых мемуарах не в лучшем свете будет фигурировать глава АП Сергей Лёвочкин. Но, чтобы сенсационная книга дошла до читателей, американские издатели, с которыми ведёт переговоры Мельниченко, требуют перевести мемуары на английский язык. А времени на это у экс-телохранителя нет. В начале июля он планирует вернуться на родину и, если удастся избежать ареста, готов встретиться с теми, кто мог бы издать его книгу в Украине.

Дмитрий Орлов,
Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.