Выбора нет. Киев надолго останется без мэра
Мэра в столице нет и не будет. Киевляне не смогли силой вырвать законное право выбирать градоначальника. Вплоть до президентских выборов столица останется под контролем правящей партии
Вопрос о проведении выборов в Киеве из повестки дня украинской оппозиции вытеснил на второй план даже традиционные темы — освобождение Юлии Тимошенко и евроинтеграцию. Желание оппонентов власти иметь "своего" мэра столицы и подконтрольный Киевсовет объясняется просто: на президентских выборах 2015 года оппозиция планирует появление "второго Майдана", что, конечно, будет невозможным без контроля над Киевгоргос администрацией.
В предыдущих сериях
Необходимость проведения киевских выборов 2 июня этого года оппозиция обосновывает истечением к тому времени пятилетнего срока полномочий нынешнего Киевсовета. А без легитимного мэра столица живет без малого год — с тех пор как летом 2012-го сложил свои полномочия Леонид Черновецкий. Фактически городом полностью управляют глава Киевгорадминистрации Александр Попов и подконтрольный партии власти горсовет.
Естественно, власть заинтересована в сохранении такого баланса сил до президентских выборов. И юридические аргументы для этого она отыскала, опираясь на норму Конституции, согласно которой все очередные местные выборы должны проходить в один день (в последнее воскресенье 2015-го, то есть уже после президентских выборов). И попросили Конституционный суд внести ясность в этот вопрос. До его решения назначать любые выборы в столице партия власти отказалась.
21 марта оппозиция отрапортовала о небольшой победе: парламент принял постановление о выборах 2 июня в первом чтении. Главная битва за Киев была назначена на 2 апреля.
Странный вторник
Спонтанно возникшая в социальных сетях идея провести в день решающего голосования массовую акцию под стенами Верховной Рады получила горячую поддержку в оппозиционных кругах. Мероприятие по формату должно было сильно выделяться среди прочих.
Во-первых, в его подготовке были активно задействованы не только партийные структуры, но и общественные организации, и, так сказать, представители креативного класса. Во-вторых, масштаб агитационной работы был едва ли не беспрецедентен — одних лишь листовок было роздано сотни тысяч, плюс призывы через СМИ и реклама в соцсетях.
В-третьих, акцию предполагалось сделать "беспартийной" — участники должны были прийти либо с национальными флагами, либо вообще без знамен. И, наконец, оппозиция обещала на этот раз отказаться от услуг "майданарбайтеров", чтобы под парламентом собрались лишь настоящие, искренние сторонники проведения выборов в Киеве.
Некоторые оптимистичные депутаты-оппозиционеры надеялись, что акция 2 апреля не только поспособствует назначению даты выборов в столице, но и станет началом демонтажа всей действующей системы власти.
И таких перспектив регионалы серьезно опасались. К утру вторника на площадку перед парламентом была созвана акция под общим девизом "Молодежь — за евроинтеграцию!" Хотя флагов Партии регионов видно не было, ее молодежное крыло принимало активное участие в мероприятии, оформленном в партийных бело-голубых цветах. Была установлена мощнейшая звукоаппаратура, перекрывавшая громкостью проходивший в нескольких десятках метров митинг оппозиции. Проплаченного характера акции организаторы особо не скрывали, "десятники", не таясь перед журналистами, пересчитывали "майданарбайтеров", среди "молодых евроинтеграторов" было немало тех, чья молодость совпала с расцветом правления Леонида Брежнева.
Как сообщали источники Фокуса, регионалы, предполагая серьезное давление улицы, даже предварительно согласились провести выборы, но с переносом на июль — в "мертвый" политический сезон. Но проверить это на практике не довелось — по самым оптимистичным подсчетам на акцию в поддержку выборов пришли не более 6–7 тысяч киевлян. Регионалы, поняв, что улица им не угрожает, почувствовали себя увереннее. "Если кому-то приспичило, пусть ставит это (вопрос о выборах. — Фокус) на голосование", — заявил спикер ПР Владимир Олийнык.
Фокус поинтересовался у лидеров оппозиции, был бы реализован желаемый ими сценарий, если бы людей на улице оказалось в разы больше. Ответ на вопрос дался им непросто. "Возможно, — после паузы ответил лидер "УДАРа" Виталий Кличко. — Но киевляне отвыкли от ощущения, что от них что-то зависит". "Ситуация такова, какова она есть. Мы благодарны всем, кто пришел", — вздохнул фронтмен фракции "Батькивщина" Арсений Яценюк. "Конечно, хотелось бы, чтобы пришло больше. Но критиковать никого не хочу, мы сделали все от нас зависящее", — отметил лидер "Свободы" Олег Тягнибок. "20 тысяч человек — это было бы очень серьезным фактором, который повлиял бы на расстановку сил в парламенте", — заявил Фокусу "свободовец" Андрей Мохнык.
Оппозиция не хотела публично критиковать пассивность киевлян, тем более ей есть в чем упрекнуть и себя. Акция была организована плохо, митингующие даже не видели и не слышали спикеров, сами выступавшие так и не предложили конкретной программы действий, в основном ограничившись шаблонными фразами об "узурпации власти" и лозунгами в стиле "банду геть!"
Все вместе привело к ожидаемому результату — за назначение выборов проголосовали лишь 209 депутатов при необходимых 226. То есть обеспечить стопроцентное голосование "за" не смогли и сами оппозиционные фракции. В итоге киевляне на пару лет могут забыть о выборах столичного мэра.
Другие последствия
Сразу после голосования оппозиция заблокировала трибуну и выдвинула три требования: проведение в Киеве внеочередных выборов, "возобновление пенсионной справедливости", рассмотрение вопроса об отставке правительства. Источники в оппозиции объяснили Фокусу, откуда взялись два последних условия. "Лидеры понимают, что Киев уже проигран, и пытаются заниматься вопросами всеукраинского характера", — сказал депутат-оппозиционер.
В то же время оппозиция своим ультиматумом поставила себя в неудобное положение. Отступить от требования провести столичные выборы хоть когда-то (оппоненты власти согласны уже и на конец июня) оппозиция уже не может с имиджевой точки зрения. Остается один выход — блокирование. Но эффективность этого метода уже не та. Власть, похоже, берется за реализацию предполагаемого ранее сценария: роспуск парламента на референдуме с одновременным переходом к двухпалатному парламенту, нижняя палата которого будет формироваться на мажоритарной основе (что, как показывает практика, усилит позиции ПР). И блокирование трибуны Верховной Рады в данном случае играет власти на руку, укрепляя общественное мнение о нежизнеспособности этого института в его нынешнем составе.
Мирослав Криницкий, Фокус