Предпоследний бой. Пять главных условий революции

Что нужно для революции. 5 главных условий

Related video

Уже несколько недель, если верить одному из лидеров оппозиции Арсению Яценюку, в Украине продолжается "народное восстание". Пока оно, правда, сводится к мирным прогулкам оппозиционных лидеров по центральным площадям городов Западной Украины, за которыми не менее мирно наблюдают прохожие и немногочисленные сторонники. Последних наверняка было бы значительно больше, если бы была понятна цель объявленного восстания. Ведь общество, если верить экспертам, почти готово к революции.

Руководитель отдела изучения социальных протестов Центра исследования общества Владимир Ищенко констатирует, что протестная активность украинцев еще в прошлом году выросла на 60% (что в общем-то понятно — выборы все-таки) и не падает до сих пор. Увеличилось и количество акций с социально-экономическими требованиями. И хотя большая часть таких выступлений имеет более-менее мирный характер, радикализация, отмечает Ищенко, год от года усиливается.

Авторитетный эксперт по революции в XX веке — Владимир Ленин в своей статье "Крах II Интернационала" выделил три объективных признака революционной ситуации: кризис верхов, обострение бедствий низов и повышение активности масс. Автор не указывает еще один объективный фактор: наличие революционеров и революционного проекта. Ленину, надо полагать, последнее казалось столь очевидным, что не стоило упоминания. Проанализируем с позиции этого эксперта текущую обстановку в украинском обществе. А само понятие "революция" будем рассматривать широко — как масштабный социальный взрыв.

Кризис верхов
Главное условие: невозможность истэблишмента сохранить в неизмененном виде свое господство. Речь не о том, что верхи отягощены ретроградным мышлением или аморальны. Ленин высказывался более-менее внятно о "трещине" верхушки, о неумении удерживать власть. Он подчеркивал, что для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы "низы не хотели", а требуется еще, чтобы "верхи не могли" жить по-старому.

Такой трещиной в свое время оказалась неспособность Леонида Кучмы подобрать популярного преемника или перманентный конфликт президента и премьера в 2007–2010 годах. Сегодня можно до бесконечности обсуждать доминирование той или иной группы влияния вокруг нынешнего президента или рассуждать о недовольстве олигархов, но говорить о трещине рано. Власть пока лишь усиливает вертикаль.

Но не стоит забывать и о том, что современная демократия предполагает плановый кризис каждые 4–5 лет — выборы. Они создают благоприятный момент для социального взрыва еще и потому, что позволяют при необходимости легитимизировать революционное правление.

Бедность низов
Важно понять, кто такие "низы". В странах с развитым средним классом социальную структуру можно представить в виде ромба: немного элиты вверху, немного аутсайдеров внизу и много середняков. В странах третьего мира, в том числе в Украине, социальная пирамида — это именно пирамида: крохотная верхушка, чуть-чуть так называемого среднего класса и все остальные. Так что под "низами" можно понимать всех, кто не находится поблизости к острию этой конструкции.

Экономические проблемы действительно усиливаются. Если верить данным Госстата, Украина — одна из самых благополучных стран Европы: уровень безработицы в прошлом году составлял 7,4% против 10,7% в странах ЕС. Однако это благополучие кажущееся. В преддверии выборов власть делала все возможное, чтобы поддержать "стабильность". Однако сразу по окончании парламентской кампании проблемы всплыли. По данным Госстата, еще летом работодатели увольняли в среднем по 6 тыс. сотрудников, а уже в декабре рабочих мест лишились более 25 тыс. украинцев. Учитывая темпы падения промпроизводства и мировое снижение спроса на металл (на 15% в прошлом году), в 2013-м можно ожидать увеличения безработицы в промышленности.

От сокращений страдают все: от пролетариев до высокооплачиваемых белых воротничков. Сложнее всего найти работу выпускникам вузов. Рост зарплат остановился. В условиях почти полного отсутствия ипотечного кредитования даже представители высшей прослойки среднего класса не могут решить свои жилищные проблемы.

Повышение активности масс
По данным Центра исследования общества, в 2012 году увеличилось число конфронтационных (18% от общего количества) и особенно насильственных (10%) протест-
ных действий. Рост насилия в 2012 году был связан в первую очередь с незаконным давлением на политических конкурентов накануне парламентских выборов. Поэтому пока нельзя говорить о том, что граждане берутся за вилы. Выборы прошли — страсти улеглись.

Есть еще Facebook и другие социальные сети. Эти средства коммуникации теоретически способны за одну ночь сплотить и мобилизовать тысячи людей (последний пример — выборы в Грузии). Однако тот факт, что степень кликушества в сетях зашкаливает, не должен вводить в заблуждение. Организатор акции "Я ненавижу Укравтодор" Андрей Черников рассказывает, как, написав несколько гневных постов в Facebook, он создал протестную группу, к которой примкнули тысячи пользователей. Однако на мероприятие "в офлайне" пришло всего 30 человек.

Революционеры
Философы-просветители готовили идеологический фундамент французской революции 200 лет. Революционное движение в Европе и России в начале прошлого столетия также имело вековую историю. Новый для того времени социально-экономический проект — социализм — разрабатывали сотни философов, экономистов, поэтов и прочих вольнодумцев. Подпольные ячейки создавались в каждом уезде. Трендсеттером мнений была студенческая молодежь. А что у нас?

Аполитичность и отсутствие мировоззрения — глобальная тенденция времени. Мучительно пережившее XX век человечество подташнивает от великих идей. Украинцы не исключение. Но хоть какой-то проект будущего должен быть. Большинство оппозиционных политиков полагают, что наш выбор — Европа. И избиратели вроде бы не против. Из чего можно сделать вывод, что украинцы в большинстве своем исповедуют европейские ценности, то есть они убежденные неолибералы. Но это иллюзия.

О европейских ценностях нам мало что известно. За бытовыми красотами и сексуальной толерантностью скрываются очень жесткие принципы. А среди прав и свобод есть и право умереть от голода. В социальной сфере экономически отсталая Украина мало что может предложить бедному и стареющему населению. Честный либеральный реформатор вынужден был бы для начала резко поднять тарифы (скажем, на отопление — в четыре-пять раз), ликвидировать льготы, установить честные правила игры для бизнеса — даже в ущерб собственным интересам и т. д. Но у нас никто не проповедует такие идеи. Возможно, украинцы не готовы к появлению своего Лешека Бальцеровича, а потому украинские партии традиционно выступают за все хорошее против всего плохого.

Самая радикальная и наиболее склонная к уличной борьбе партия "Свобода" предлагает избирателю украинский язык, национальную гордость и, кажется, расправу хороших людей над плохими. И это, конечно, смело и свежо, но для построения европейского будущего недостаточно.

Субъективный фактор
Перечисляя объективные признаки революционной ситуации, Ленин вскользь упоминал и о существовании субъективных, хотя детально и не развивал эту тему. Ее разрабатывали Сократ и Платон. Центральное место в их философии политики занимает понятие "тимос". Слово это можно перевести по-разному: чувство собственного достоинства, ощущение справедливости, жажда признания. Тимотические чувства, согласно этой теории, есть чувства политические — национальная гордость, классовая солидарность, офицерская честь и т. д. Гнев, вызванный оскорблением этих чувств, заставляет человека действовать вопреки всем прочим инстинктам, включая инстинкт самосохранения. Фридрих Гегель также считал тимотические чувства движущей силой истории. Первый президент Чехии Вацлав Гавел полагал, что социализм рухнул, так как эта система ущемляла чувство собственного достоинства граждан. Тимотические чувства легко перепутать с другими. Скажем, маленькая зарплата бывает плоха не потому, что не дает возможности пропитаться, а потому что оскорбительна.

Революцию, по американскому философу Фукуяме, может спровоцировать какая-нибудь обидная для миллионов людей мелочь. Скажем, в ноябре 1989 года толпы вышли на улицы Праги в результате слухов (впоследствии оказавшихся ложными) о том, что тайная полиция убила студента.

Свежий пример: "революция веников" в Грузии в прошлом году, во время последних парламентских выборов. В предвыборную ночь по одному из оппозиционных каналов показали видео, на котором тюремщики насилуют заключенных вениками. Утром на улицы вышли десятки тысяч грузин с вениками в руках в знак протеста против пыток. Это видео обрушило рейтинги партии Михаила Саакашвили, и ему пришлось де-факто передать власть. Важный момент: объективных, "ленинских" причин для социального взрыва вроде бы не было — Саакашвили удалось превратить Грузию в экономически развитую страну, почти уничтожить преступность, повысить благосостояние сограждан.

Ленин писал, что наличие объективных причин приводит к возникновению революционной ситуации, однако это еще не значит, что революция свершится. Равно как революция может состояться в силу субъективных причин, внезапно, когда объективные предпосылки к социальному взрыву неочевидны.

5 вредных советов
Как участвовать в восстании, не выходя из Facebook

Если ты приблизить хочешь
Час падения режима
И рассвет свободы встретить
На развалинах темниц
Напросись в друзья к сатрапу,
А когда тебя зафрендит,
Начинай с утра до ночи
Спамить на его стене.

Если лампочку в подъезде выкрутили незнакомцы,
Ты не вкручивай другую, как бы не было темно.
Обвини во всем Россию, МВФ и олигархов.
Пригрози им вечным баном —
Пусть пеняют на себя.

Если ты восстать собрался
Против лжи и произвола
И решил при встрече с властью
Руку первым не подать,
Покажи язык тирану,
Помести его в "Фейсбуке" —
Этот лук считаться будет
Объявлением войны.

Нет приятнее занятья,
Чем задать вопрос премьеру,
Ведь ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
Изучи его страницу
Расспроси его подробно
О дорогах и налогах,
И начале посевной.
Терпеливо жди ответов,
Ни на миг не отлучаясь,
А когда премьер ответит,
Громко прысни: "А-ха-ха!"

Если кто-то призовет вас
С ним захватывать мосты,
Почты, банки и вокзалы,
Телефон и телеграф,
Никогда не соглашайтесь.
Вы себе представьте только
Этот жуткий головняк.
Ныть в заторах, крыть всех матом,
На маршрутке продираясь
Между почтой и вокзалом
Да еще и в часы пик.

Остерий Григор

Дмитрий Фионик, Фокус