Война – удачное время для децентрализации власти, – Дитер Шиманке

Дитер Шиманке / Фото: uacrisis.org
Дитер Шиманке / Фото: uacrisis.org

Немецкий эксперт Дитер Шиманке рассказал Фокусу о том, почему война – лучшее время для передачи полномочий на места и что общего у требований боевиков с децентрализацией власти

Related video

До начала войны у местных органов самоуправления не было шансов получить больше полномочий – заниматься децентрализацией "наверху" никто не планировал. Однако на волне требований боевиков предоставить больше прав Донбассу к этому процессу подключились другие регионы. Еще в апреле 2014 года Кабмин принял Концепцию по децентрализации власти. Подобные инициативы были у правительства Юлии Тимошенко, правда, в жизнь они так и не воплотились.

О том, какие шансы у Кабмина во главе с Арсением Яценюком довести дело до конца Фокусу рассказал Дитер Шиманке – старший советник Немецкого общества международного сотрудничества GIZ, эксперт, консультирующий по этому вопросу Министерство региональной политики. На его счету успешные реформы в Болгарии, Греции, Косово, Словакии и других странах.

Украина фактически находится в состоянии войны. Есть ли смысл сейчас проводить реформу по децентрализации?

– Конечно, нужно концентрироваться на оборонных задачах, но в истории есть пример, когда госуправление было успешно реформировано именно во время войны.

Я говорю о событиях 200-летней давности, когда Наполеон оккупировал Пруссию. Тогда ее население было настолько пассивно, что им вообще было все равно, кто ими управляет. Чтобы повысить активность населения, власти оккупированной Пруссии отдали часть полномочий городам, тем самым заставив людей взять ответственность за свою жизнь. Кроме функции территориального планирования им передали также сферу образования, транспорта, культуры и т.д.

Так что я хорошо понимаю аргумент войны. Но он не мешает реформам. Опыт показывает, что все можно делать параллельно.

После встречи в Минске в сентябре прошлого года парламент поддержал закон об особом статусе Донбасса под лозунгом децентрализации. Имеет ли этот статус что-то общее с децентрализацией как таковой?

– Если отталкиваться от того, что Украина – это единая страна, в которой двум областям передали больше полномочий – тогда да, это будет шаг в сторону децентрализации. Главное, чтобы эти полномочия не расширялись до масштабов автономии. Такие функции как внешняя политика и оборона должны управляться на государственном уровне. Их нельзя делегировать на места.

Что еще странно – у вас постоянно ведутся разговоры о федерализации. Я стараюсь в Украине это слово вообще не употреблять. Дело в том, что российское понимание федерализма вообще не имеет ничего общего с тем, как мы это видим в Германии, Швейцарии и Австрии. В нашем понимании федерализм – это особая форма децентрализации с глубокими историческими корнями.

Да, в Украине есть регионы со своими специфическими особенностями – это Галичина, Донбасс, Крым. Но это не то же самое, что, предположим, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании. Так что в Украине о федерализации говорить вообще неправильно.

В Германии менее состоятельные области получают 95% от своих потребностей. Более состоятельные – 100%, 105% и выше. Кто недополучает свои 5%, должен сам думать, как найти эти деньги


Дитер Шиманке
о стимулировании экономического развития немецких областей
Fullscreen
Дитер Шиманке о стимулировании экономического развития немецких областей

Если этот закон заработает, местные органы власти Донбасса получат дополнительные полномочия по назначению судей, прокуроров, создания народной милиции. Подразумевается и некая экономическая автономия. Это обычная мировая практика или угроза для единства страны?

– Я не могу комментировать, какая политическая опасность для Украины есть конкретно в этом законе. Но в Германии, к примеру, суды и прокуратура давно переданы землям, то есть местному самоуправлению. С полицией более сложная история. Она принадлежит тем же землям, но есть исключения. У нас есть федеральная полиция, которая отвечает за защиту границ, аэропортов, а в остальном, полиция – это сфера ответственности регионов.

Наши земли также пользуются экономическими функциями. Они налаживают отношения с другими странами, в т.ч. теми, которые не входят в ЕС. Премьер-министры федеральных земель каждого региона – а у нас их 16 – путешествуют по разным странам и налаживают торгово-экономические связи. Недавно бургомистр Гамбурга летал в Китай со своей делегацией. Это обычная практика.

Децентрализация подразумевает передачу части налогов на места. Но по уровню экономического развития регионы Украины сильно отличаются друг от друга. Та же Харьковская область, к примеру, богаче Черниговской. Значит, децентрализация еще больше увеличит разрыв между ними?

– Конечно, поступления в бюджеты будут разными в зависимости от того, богатый или бедный регион. Но вообще налоговое законодательство должно работать так, чтобы доходы в местные бюджеты уравнивались. Это делается за счет финансовых механизмов: создаются специальные фонды, из которых более бедные регионы и общины получают дополнительные средства.

В Германии менее состоятельные области должны получать 95% от своих потребностей. Более состоятельные – 100%, 105% и выше. Таким образом, регионы стимулируются, чтобы получать 100%. А те, кто недополучает свои 5%, должны сами думать, как найти эти деньги.