Поймай меня, если сможешь. Почему Украина остается самой коррумпированной страной Европы
В Украине запущен масштабный антикоррупционный процесс. Есть первые результаты. Но высоки риски, что все остановится
В 2016 году активную работу начали сразу несколько новых антикоррупционных органов: Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Цель их появления — создать в Украине альтернативу старым, полностью дискредитировавшим себя правоохранительным органам и побороть главную внутреннюю проблему страны — всеобъемлющую коррупцию. Для этого в них должны были набрать высокооплачиваемых профессионалов, которые не были бы связаны со "старой системой" и смогли бы разорвать привычную для украинских чиновников, правоохранителей и депутатов круговую поруку. Несмотря на то, что процесс создания новых органов проходил под пристальным контролем западных друзей Украины, оказавших этому процессу финансовую и организационную поддержку, скандалы начались уже на этапе отбора в конкурсные комиссии. Последние должны были предложить руководству страны кандидатов на руководящие посты в новых структурах. Власть подозревали в попытке подмять антикоррупционные органы под себя, сделать их частью системы и тем самым нивелировать смысл их создания. В свою очередь, общественных активистов, принимавших активное участие в процессе создания новых органов, обвиняли в излишнем самопиаре и желании продвинуть в антикоррупционные органы нужных им людей.
Скандалы сопровождают деятельность новых структур перманентно, притом они далеко не всегда связаны с фигурантами возбуждаемых ими уголовных дел. Не прекращается конфликт между Генпрокуратурой как воплощением "старого порядка", с одной стороны, и НАБУ и САП — с другой. Последние все время обвиняют ГПУ в нарушении подследственности уголовных дел, в ответ от провластных лидеров мнений слышат обвинения в некомпетентности. Пик противостояния — августовская потасовка в центре Киева между спецназом НАБУ и сотрудниками Генпрокуратуры.
Впрочем, новые органы умудряются конфликтовать не только со старыми, но и между собой. К примеру, НАБУ жаловалось в ГПУ на бездеятельность руководства САП по одному из возбужденных дел, а еще на НАПК, которое якобы не желает давать следователям НАБУ полный доступ к базе электронных деклараций.
Скандалы сопровождают деятельность новых структур перманентно, притом они далеко не всегда связаны с фигурантами возбуждаемых ими уголовных дел. Новые органы умудряются конфликтовать не только со старыми, но и между собой
При этом руководитель НАБУ Артем Сытник, который в начале декабря отчитывался за год работы своего ведомства, заявил: "То, что удалось сделать нам всего за год после начала расследований, не демонстрировал ни один антикоррупционный орган, созданный с нуля". На данный момент в работе детективов НАБУ находятся 256 уголовных производств, 121 человеку предъявлено подозрение, 41 дело направлено в суд. Но обвинительных приговоров по расследованным НАБУ делам вынесено всего девять. При этом, по словам Сытника, на счета госкомпаний возвращено 105 млн грн, 583 млн грн сохранено от разворовывания, а 82,5 млрд грн — общая сумма нанесенных государству убытков по тем делам, которые сейчас расследуют в бюро.
Среди наиболее резонансных дел — взятка судьям Алексею Бурану и Николаю Чаусу, дело по растрате полумиллиарда гривен, полученных по Киотскому протоколу, растрате средств руководством Одесского припортового завода, о злоупотреблениях руководства Запорожского титано-магниевого комбината (здесь тоже фигурирует полмиллиарда гривен), дело против замруководителя киевской облпрокуратуры Александра Колесника и много других.
Но проблема в том, что реальный тюремный срок до сих пор не получил ни один из топовых коррупционеров. Другая проблема — противодействие представителей старой судебной системы, реформа которой только начинается. Поэтому одной из главных задач руководители НАБУ и САП видят создание независимого антикоррупционного суда.
В свою очередь, главным успехом НАПК стала реализация проекта с электронными декларациями. На данный момент в системе зарегистрировано более 127 тысяч деклараций депутатов, чиновников, правоохранителей, судей и других госслужащих. Электронное декларирование активно саботировалось властью и многими депутатами, но под давлением Запада и гражданского общества процесс довели до конца. Благодаря е-декларациям украинцы смогли подтвердить фактами свои извечные подозрения о том, что образ жизни слуг народа крайне далек от образа жизни самого народа. Сотни миллионов наличности, дорогие картины, часы, бриллианты, огромные автопарки и даже святые мощи — все это оказалось у людей, которые нередко всю жизнь работали либо на государственной службе, либо были политиками.
По итогам анализа деклараций на данный момент начато 10 уголовных производств, из них семь — в отношении народных депутатов. Но дальнейший процесс может застопориться — Минюст блокирует принятый НАПК порядок проверки е-деклараций из-за юридических неточностей. В любом случае работы у антикоррупционеров непочатый край. Согласно недавнему отчету Европейской счетной палаты, Украина до сих пор самая коррумпированная страна Европы.