Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Миллионы на ветер. Почему за провал программы модернизации КПП никто не понесёт ответственности

Миллионы на ветер. Почему за провал программы модернизации КПП никто не понесёт ответственности

Украина не смогла освоить многомиллионную помощь от ЕС для модернизации КПП на западной границе. У Евросоюза лопнуло терпение — проекты будут закрыты. Ответственности за провал никто из украинских чиновников не понесёт

000

"Мы стоим на переднем крае обороны цивилизованной Европы, поэтому Европа должна нам помогать" — этот тезис в разных вариациях непрестанно повторяют украинские топ-чиновники. Самый желанный вид поддержки — финансовый. Но даже когда ЕС выделяет Украине безвозмездную помощь, украинские чиновники умудряются её проворонить. Это очень сильно бьёт по имиджу страны и желанию Брюсселя помогать дальше. Последний скандал такого рода произошёл на прошлой неделе.

Сдали нервы

20 февраля авторитетное международное издание Reuters опубликовало статью с заголовком "ЕС сворачивает пограничные проекты по мере роста "усталости от Украины", где со ссылкой на многочисленных собеседников в европейских структурах рассказало о том, что Евросоюз принял решение закрыть несколько программ помощи Украине на общую сумму почти 30 млн евро. Деньги должны были пойти на модернизацию контрольно-пропускных пунктов на границе Украины и стран — членов ЕС, часть из них уже была переведена украинской стороне, но так и не освоена, её надо будет вернуть. "Есть определённая усталость от Украины. Люди недовольны отсутствием реформ, особенно в сфере борьбы с коррупцией. Всё заглохло", — сказал собеседник Reuters.

В официальном представительстве ЕС в Украине заявили, что окончательное решение по сворачиванию проектов не принято, а в Государственной фискальной службе, которая была главным распорядителем средств, отметили, что до сих пор ждут решения ЕС на основании отчёта, который был отправлен в Брюссель в ноябре-декабре прошлого года. "Учитывая это, говорить о прекращении проектов и необходимости возврата средств преждевременно и некорректно", — сообщили в ГФС. Тем временем провластные лидеры мнений и боты обрушились с обвинениями в адрес издания и автора статьи, упрекая их в распространении "зрадофильских настроений" и "работе на Кремль".

Украинцы и дальше будут проводить долгие часы в очередях на границе

Это не помогло. Неприятная для Украины правда всплыла через пару дней. 22 февраля Еврокомиссия официально подтвердила закрытие проектов. "Речь идёт о шести проектах с европейским финансированием на общую сумму 29,2 млн евро, основным бенефициаром которых была Государственная фискальная службы Украины. Учитывая задержки с их реализацией, учитывая наши оценки и сообщения государств — членов ЕС, мы пришли к выводу, что проекты не могли быть завершены в срок", — сообщила "Европейской правде" пресс-секретарь Еврокомиссии Майя Косьянчич. Выделенные Украине, но не потраченные деньги должны быть возвращены. Речь может идти примерно о 8 млн евро — всего было переведено около 10 млн, 2 млн успели потратить. Примечательно, что в ГФС значительно скромнее оценивают масштабы использованных средств. По их подсчётам, это менее 400 тыс. евро, то есть около 1% от всей суммы проекта.

Девять лет впустую

Предполагалось, что деньги ЕС должны пойти на модернизацию украинских КПП: четырёх — на границе с Польшей, четырёх — со Словакией, двух — с Румынией, а также улучшение транспортной инфраструктуры на границе с Венгрией, в частности, на КПП в Лужанке. Планировали расширить количество подъездных полос, чтобы была возможность одновременно обслуживать большее число автомобилей. Также речь шла об обустройстве самих КПП, улучшении сервиса и обновлении компьютерной техники и IT-инфраструктуры. Проблема более чем актуальная, ведь некоторые пункты пропуска, например, "Дякивци" на границе с Румынией, были построены ещё в 50-е годы прошлого века. Они морально и технически устарели и не способны справляться с большим автопотоком в сотни и тысячи машин в день.

Регулярно появляются сообщения об огромных очередях, что неудивительно: если с европейской стороны к КПП подходят 5–6 полос движения, то с нашей — 1–2. Случается, что компьютерная техника у наших пограничников и таможенников выходит из строя на целый день, о чём рассказывают собеседники Фокуса из Закарпатья.

В итоге, какую бы сумму в действительности ни потратили на ремонт КПП, особого прогресса незаметно. Так, по свидетельству корреспондента Reuters, на КПП "Красноильск" на границе с Румынией реконструкция не завершена, повсюду мусор и стройматериалы, на Устилуге (граница с Польшей) — успели лишь выкопать траншею, на других КПП на границах со Словакией и Венгрией вместо новых зданий из земли торчат трубы и металлоконструкции. При этом, как отмечают те, кому доводилось пересекать здесь границу, с европейской стороны все работы давно завершены. У ГФС и здесь свои оценки. По их данным, по проекту модернизации КПП "Красноильск" и "Дякивци" на украинско-румынской границе "выполнено 75% строительно-монтажных работ".

В основном контрабандисты переправляют товар через неподконтрольные участки границы, более известные как "зелёнка"

История с реконструкцией КПП на западной границе Украины началась ещё в конце президентства Виктора Ющенко, рассказывает Фокусу Эрнест Нусер, депутат Закарпатского областного совета. По его словам, реализация этого проекта изначально столкнулась с бюрократическими проблемами. "Список объектов под реконструкцию был определён на государственном уровне ещё в 2009–2010 годах, главным заказчиком работ стала Гостаможслужба, — говорит Нусер. — Но потом таможню чуть ли не каждый год начали реформировать и переподчинять, менялось руководство, с закарпатской таможни уволили и сократили тех, кто непосредственно занимался этими проектами. Тем временем возрастала стоимость строительства, а тендеры выигрывали какие-то непонятные фирмы, которые вскоре разваливались. В итоге за девять лет не смогли освоить европейскую помощь".

Концы в воду

Нагрузка на украинские КПП в последнее время увеличилась. Во-первых, из-за получения Украиной безвизового режима с ЕС, когда многие граждане решили съездить в Европу на личном транспорте. Во-вторых, бизнес переориентировался с железнодорожных на автомобильные грузовые перевозки, а терминалы для обслуживания такого транспорта есть не на всех КПП. Европейский проект модернизации как раз и ставил целью сделать пересечение границы максимально комфортным.

Борьба с контрабандой — вопрос скорее второстепенный. Украинские таможенники регулярно рапортуют о поимке более или менее крупных партий контрабанды, которые находчивые дельцы пытаются прятать в пересекающих границу автомобилях. В Европу везут сигареты, топливо, водку, назад — продукты, одежду и другие "товары народного потребления". Но, по оценкам Эрнеста Нусера, удельный вес контрабанды, который проходит через официальные КПП, пустяковый. В основном контрабандисты переправляют товар через неподконтрольные участки границы, более известные как "зелёнка". В ходу и более изощрённые технологии — моторные лодки, дельтапланы и подземные тоннели. Новые технические средства, которые можно было бы установить в ходе реализации проекта ЕС, сократили бы поток контрабанды через КПП.

Когда скандал набрал обороты, его пришлось комментировать премьер-министру Владимиру Гройсману. Он заявил, что Украина попытается договориться с европейцами о запуске новой программы модернизации. "Будем говорить с ЕС, чтобы не продолжать старую программу, а начать, возможно, новую программу поддержки. Мы работаем над двусторонними соглашениями с Венгрией, Польшей по развитию таких переходов", — сказал Гройсман. Премьер заверил, что эта история не повлияет на другие проекты помощи, предоставляемые Украине Евросоюзом. "Это вопрос о проекте, который был с 2007-го по 2013 год. Была потом попытка продолжить его в 2014–2015 годы силами ГФС. ГФС не справилась с реализацией этих проектов, было поздно", — отметил глава правительства.

Вице-премьер Иванна Климпуш-Цинцадзе заявляет, что Украина не будет возвращать ЕС неиспользованные в рамках проекта 8 млн евро. "Есть другие механизмы, каким образом ЕС сможет недодать эти средства Украине в будущих программах. Подозреваю, что именно таким образом будут разворачиваться события по средствам, которые неэффективно использованы в Украине", — говорит она, подчёркивая, что эти проекты начались ещё в 2012–2013 годах, до прихода нынешней власти.

Судя по всему, за провал программы модернизации никто не понесёт ответственности. Не только уголовной, но и политической. Зато украинцы, а также европейцы и дальше будут вынуждены проводить долгие часы в очередях на границе.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.