"Экошкола". Послы экологической культуры

Забота об окружающей среде всегда была и остается одним из важных направлений социальной стратегии компании "Фармак". В этом году ведущий украинский фармпроизводитель запустил первый проект мини-грантов "Экошкола". К его реализации компания привлекла всеукраинское молодежное движение Let's do it, Ukraine. Лучшие проекты, направленные на решение экологических проблем конкретной школы, при поддержке "Фармака" будут реализованы к началу нового учебного года

Related video

Теория с практикой

Пилотный проект "Экошкола" стартовал в марте этого года в г. Шостка Сумской области, где расположен комплекс по производству субстанций "Фармак". В программе приняли участие 11 из 13 школ города.

"Мы решили реализовать пилотный проект "Экошкола", чтобы повысить уровень экологического сознания школьников и вовлечь их в процесс сохранения ресурсов. Показать, как несложные правила могут повлиять на экосистему школы, города, страны", — рассказала Елена Зубарева, руководитель департамента корпоративных коммуникаций ПАО "Фармак".

На первом образовательном этапе ученики 8–11 классов в течение трех месяцев проходили специальное обучение. Школьные экокоманды посетили уникальные тренинги, на которых узнали об основах экологического мышления и образа жизни, как сохранить планету и природные ресурсы, как подготовить экопроект для своей школы и таким образом внести посильный вклад в сохранение баланса на Земле.

Школьники также посетили производство "Фармака", которое оборудовано современными системами очистки воды и воздуха. Участники проекта увидели, как реализуются экологические подходы и принципы на практике. К слову, в создание системы очистных сооружений этого предприятия было вложено более 500 тыс. евро. В компании прекрасно понимают, что природные ресурсы не безграничны, и делают все возможное, чтобы сохранить их для будущих поколений. Ежегодно на проекты, связанные с переработкой вторичного сырья и ресурсов, компания тратит около 14 млн грн.

На втором практическом этапе каждая школьная экокоманда разработала проект, направленный на сохранение ресурсов. Школьники предложили самые разные решения. В начале июня состоялось награждение победителей. Первое место заняла школа №1 с проектом "Велосипед для зарядки устройств". Команда-победитель предложила продвигать идею экологичного транспорта, организовать возле школы стоянку для велосипедов и сделать велосипед, который бы генерировал электроэнергию: занимаешься спортом и заряжаешь гаджет.

Fullscreen

На втором месте оказалась гимназия с проектом "Фонтанчики для питьевой воды". Команда предложила заменить в школе фильтры для воды и установить умывальники с питьевой водой. Третье место — у школы №11 с проектом "Сенсорные краны". Школьники посчитали, сколько средств их учебное заведение тратит на воду, и решили экономить, установив сенсорные краны для воды.

Победители получили мини-гранты от ПАО "Фармак" на реализацию этих проектов на 20 тыс. грн 15 тыс. грн 10 тыс. грн соответственно.

Одно из условий конкурса заключалось в том, что проекты следует реализовать до 1 сентября 2018 года. В этом и состоит рациональная часть проекта.

Послы изменений

Важная идея проекта — формирование экологической культуры школьников и их окружения. В проекте участвовало около 90 детей. Поскольку школьники обучали своих родственников экономить воду, электроэнергию, правильно сортировать мусор и т. д., проект задействовал как минимум 270 человек. Но круг общения детей намного шире, чем семья, поэтому можно с увереннос­тью говорить, что прямо или косвенно в проекте учас­твовало до 1 тыс. человек в Шостке.

Кроме прочего, перед командами была поставлена задача — создать информационное поле в своей школе, чтобы донести преимущества правильного использования природных ресурсов до всех учащихся. Организаторы "Экошколы" вспоминают, что в начале проекта дети были пассивными и не до конца понимали, чего от них ожидают. Но в конце все настроились на серьезные изменения. А значит, цель проекта — изменить отношение детей к вопросам экологии — была достигнута.

"По сути, школьники стали послами новой экологической культуры Украины и перенесли ее в свою жизнь и жизнь своих близких. Мы верим, что подобные проекты, реализованные бизнесом с помощью власти и общественных организаций, выведут нашу страну на новый уровень развития", — отметила Елена Зубарева.

Вдохновленная результатами компания намерена развивать этот проект дальше, привлекая к участию другие города.

Руководитель департамента корпоративных коммуникаций ПАО "Фармак"


Назовите три критерия правильного социального проекта.

— Само слово "социальный" подразумевает значение проекта для общества: проект должен влиять, улучшать, менять, создавать, повышать. И, конечно же, он должен отвечать запросам бизнеса и показывать его социальную роль в жизни общества. Идеальный социальный проект — системный. Меняющий подход, пространство, отношение, мышление, мнение. Это удочка, а не рыба. Конечный результат эффективного проекта — изменение сознания, долгосрочная польза, повышение знаний, улучшение качества жизни. Взять и дать деньги — самый простой способ, а провести эко-, энерго- или теплоаудит, рассказать, как эффективно расходовать природные ресурсы и экономить средства, — это уже системная работа.

Важно, чтобы в социальном проекте принимали участие община и власть. Такая команда намного эффективнее, и результат ценится намного больше. Критерий синергии бизнеса, власти и общества дает хороший результат в долгосрочной перспективе.

Третий критерий — это исследование и тщательное изучение проблемы. Чтобы не вкладывать деньги хаотично, нужно изучить социальную проблему, сосредоточиться на 2–5 направлениях и работать по ним. Конечно же, эти направления должны соответствовать сфере бизнеса и стратегии его развития.

Какие тренды КСО-стратегии за последние 3–4 года можете определить?

— Само наличие КСО-стратегии в украинских компаниях — уже тренд. Еще 5 лет назад КСО-стратегию разрабатывали только крупные компании с иностранным капиталом или украинские компании, работающие по западным стандартам.

Бизнес с активами в регионах озаботился вопросом создания новых рабочих мест. Также в последнее время наблюдается много проектов, направленных на поддержку людей с особыми потребностями. И это не точечное финансирование, а системные проекты: трудоустройство, обучение, создание необходимой инфраструктуры.

Экологические проекты — тоже тренд. Компании наконец-то поняли, что изменения в обществе начинаются с изменения сознания. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Эту культуру необходимо прививать с детства, в садике, в школе. Общество должно быть экологически грамотным и социально ответственным. Хорошо, что определенный бизнес взял эту функцию на себя.

Наличие КСО-программ помогает украинскому бизнесу в продвижении на западных рынках?

— КСО бизнеса — неотъемлемая часть деловой репутации. На Западе стейкхолдеров интересует сначала то, что собой представляет компания, какую социальную функцию выполняет, и лишь затем — какой продукт она производит. Нефинансовая отчетность — норма на Западе. Поэтому украинские компании с наличием программ в области устойчивого развития имеют приоритет. Им легче адаптироваться к западному рынку, проще общаться с иностранцами, для которых проекты в области устойчивого развития — устоявшаяся практика.

Что такое социальное предпринимательство и в чем его преимущество?

— Социальное предпринимательство в Украине только зарождается. Это когда решение острых социальных вопросов берет на себя малый или средний бизнес. Успешность этого бизнеса измеряется не количеством заработанных денег, а качеством помощи, изменением сознания, охватом аудитории. Нашей стране очень нужны социальные стартапы, здесь для подобных начинаний самая благодатная почва. В какую сферу ни загляни, везде есть где разгуляться социальным проектам — от сельского хозяйства до социально значимой инфраструктуры.

Зачем украинскому бизнесу социальный отчет?

— Многие украинские компании начали понимать, насколько важна КСО с точки зрения повышения стоимости бизнеса. Внедрив ее, можно, во-первых, проследить динамику развития собственного бизнеса, во-вторых, это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и всего сообщества о том, как и какими темпами компания реализует свои цели устойчивого развития и экологической безопасности. Такая отчетность выравнивает западные и украинские компании, является добавленной стоимостью и катализатором деловой и социальной репутации бизнеса.