Да пребудет с нами ответственность

Ежегодно влияние на общество усиливается, что вполне естественно вызывает негативную реакцию. Чтобы нивелировать это и соответствовать ожиданиям общества, бизнес обязан иметь программу действий для соблюдения этических, юридических, экологических, благотворительных норм, которые к тому же не будут идти вразрез со стратегией развития компании. Как стать ответственным в глазах общественности и обрести многотысячную армию союзников?

Это должно было случиться

Франция стала первым государством в Европе, которое в 2017 году приняло закон о корпоративной социальной ответственности. Сто ведущих компаний страны обязаны анализировать риски для сотрудников и окружающей среды и, исходя из этого, внедрять социальные программы по защите прав и свобод человека и экологической среды. Теперь понятие "ведущая компания страны" — не просто маркетинговая текст, а законно утвержденный критерий. Под определение "ведущая" попадают компании с головным офисом во Франции и штатом минимум 5 тыс. человек, а также компании со штаб-квартирой во Франции и филиалами в других компаниях со штатом более 10 тыс. сотрудников.

Каждая из ведущих компаний должна утвердить документ, который содержит согласованные действия головной и дочерних компаний, в документе прописать ответственность, в том числе и сторонних контрагентов. Закон предусматривает штраф до ­10 млн евро, если такой документ отсутствует. Также на 30 млн евро оштрафуют компанию за нанесение вреда экологии и нарушение прав и свобод человека.

Принятый во Франции закон на самом деле прецедент не только для стран Европейского союза, но и для всего корпоративного сектора. Если другие страны последуют этому примеру, развитие КСО выйдет на качественно новый уровень.

Но у такого контроля со стороны государства есть противники и сторонники. Первые говорят о том, что по логике социальная ответственность — явление добровольное и вмешательство государства, а особенно контроль, приведет к кризису в этом направлении. В такой модели взаимоотношений бизнес имеет полное право требовать преференции со стороны государства. Они могут выражаться в виде налоговых льгот или создания специальных целевых фондов, поступления и траты которого полностью контролируются бизнесом.

С другой стороны, наличие профильного КСО-законодательства — это действительно качественно новый этап развития.

Гражданин, давайте поговорим

Корпоративный член гражданского общества — этого статуса сегодня достоин далеко не каждый бизнес

Пока французы создали прецедент и все заинтересованные в теме КСО его обсуждают, развитие направления социальной ответственности бизнеса не прекращается. При поверхностной оценке ситуации может сложиться впечатление, что КСО — это некий необязательный придаток к маркетинговой и коммерческой активности бизнеса. На самом деле КСО подчинено строгой иерархии и принципам. Они формируются исходя из ожиданий общества. В последние 5 лет ожидания существенно изменились. Если ранее общество требовало решения мелких локальных задач, направленных на улучшение качества жизни, то сейчас ему небезразлично, как бизнес ведет деятельность и как распоряжается своими доходами. Эра информационной открытости и гласности показала все карты бизнеса. Скрыть любые промахи, как и достижения, практически невозможно. Поэтому открытый и честный диалог стал первоначальным принципом в КСО-стратегиях. Социальная ответственность развитого бизнеса формируется исходя из этических, благотворительных, природных, коммерческих запросов. Синергия работы бизнеса и общества породила новый тренд — "корпоративный член гражданского общества".

Чтобы быть достойным этого статуса, бизнесу нужно придерживаться нескольких правил. С одной стороны, они кажутся очень обобщенными, но с другой — требуют системной работы и где-то даже пересмотра стратегии развития компании.

Разберемся предметнее. О диалоге и открытости мы уже упомянули. И пока в Украине декларируют эти ценности, в мире они must have. Первое — это открытость информации о социальных проектах, в том числе финансовой. У нас по пальцам можно пересчитать компании, которые готовы открыто озвучивать бюджеты на реализацию социальных инициатив. Второе — наличие нефинансового отчета. Он является неотъемлемой частью общего корпоративного документа, который презентуют в конце финансового года.

"Корпоративный член гражданского общества" должен быть системным в работе. Ключевые слова здесь "регулярность" и "интегрированность". Проекты-однодневки изживают себя, долгосрочные проекты на решение системных проблем — вот чего ожидает общество. Такие проекты должны реализовываться в синергии с философией бизнеса и потребностями людей.

Третье правило, которое вытекает из предыдущего, — быть значимым. Да, бизнесу нелегко, да, общество становится требовательным. И масштабы этих требований иногда поражают. Но есть четкая и понятная логическая связь между удовлетворенным клиентом и количеством нулей в графе "прибыль" финансового документа компании. Чтобы стать значимыми, социальные инициативы должны быть своевременными и отвечать запросам.

Fullscreen

Пожалуй, самое сложно в наши дни правило — это бесконфликтность. Бизнесу в реализации КСО-проектов очень важно дистанцироваться от политики в любом ее выражении, от вопросов религии, национальной и гендерной принадлежности. История знает немало проектов, когда тень политики наносила бизнесу непоправимый репутационный урон.

Справедливости ради стоит заметить, что единой концепции корпоративного гражданства на данный момент не существует, хотя это понятие появилось в американской бизнес-литературе еще в 1990-е. Часто корпоративное гражданство считают синонимом КСО, но такой подход все-таки ошибочен. Главное отличие в том, что "корпоративный гражданин" становится партнером общества в решении социальных инициатив и не поддается давлению внешних институций и государственных органов.

Концепция устойчивого развития

Все эксперты по КСО, с которыми мы общались в процессе подготовки спецвыпуска, практически единогласны в том, что Украина находится лишь по пути к системному социально устойчивому бизнесу. В то время как международная общественность признала обеспечение устойчивого развития человечества "наиболее значимой проблемой, стоящей перед мировым сообществом". Это цитата из заявления Генеральной ассамблеи ООН в 1987 году. Концепция устойчивого развития принята ООН в 1992 году и с тех пор является самой распространенной КСО-моделью. Она включает в себя три направления.

Экономическое. От классического понятия "экономики" очень отличается. Экономические проекты должны в первую очередь учитывать потребности общества. Иными словами, бизнес должен делать все возможное, чтобы в перспективе нивелировать социальные проблемы, которые очень влияют на состояние мировой экономики. Тут заложены проблемы массовой миграции, развития экономически отсталых регионов, освоения новых территорий, модернизации производственных предприятий с точки зрения экологичности.

Экологическое. Стабильность физических и экологических процессов — основное. Упадок экологии по всему миру неизменно приведет к деградации общества.

10 млн евро штраф во Франции за отсутствие документа КСО

Социальное. Катастрофические социальные проблемы стали краеугольным камнем дальнейшего эффективного развития корпоративного сектора. КСО-проекты бизнеса должны быть направлены на сохранение и развитие социума во всех его проявлениях. Основная идея лежит в предотвращении геосоциальных конфликтов.

Глобально Концепция должна была стать моделью экономического развития, которая базируется на социальном равенстве и экологической безопасности. Однако такой подход пока остается лишь декларативным. В реальности бизнес все еще отталкивается от возможностей и собственных задач, в том числе в реализации социальных проектов.

Fullscreen