Ответственные многонациональные компании, или Все начинается в Париже

Марина Сапрыкина, руководитель Центра "Развитие КСО", о специфике ответственного поведения многонациональных компаний в Украине

Related video

Париж – это не только столица моды, но и ключевой центр, где принимаются глобальные решения по ответственным многонацио­нальным компаниям.

В Париже заседает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 37 развитых стран. ОЭСР приняла один из стандартов по ответственному ведению бизнеса — Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных компаний. Этот стандарт рассматривает ответственное ведение бизнеса и предусматривает активность в сферах раскрытия информации, прав человека, занятости, окружающей среды, борьбы с коррупцией и взяточничеством, интересов потребителей, науки и техники, конкуренции и налогообложения. Также в стандартах прописана возможность подачи жалоб на действия многонациональных компаний. В данном случае жалоба не юридический документ, а возможность диалога между компанией и истцом.

В 2017 году к ОЭСР присоединилась Украина, создав Национальный контактный пункт (НКП) при Министерстве экономического развития и торговли. В мире существует 46 НКП, и за год Украина сделала достаточно много, что отмечено в Париже. Среди активностей украинского НКП, проведенных в партнерстве с Центром "Развитие КСО" при поддержке Посольства Нидерландов в Украине, — создание Межправительственной рабочей группы, проведение тренингов и репрезентативного исследования. Основной фокус для украинского НКП — 700 иностранных предприятий и около 1700 украинских экспортных компаний.

Украина единственная среди 46 стран разработала показатели эффективности до 2020 года, а именно:

  • улучшить осведомленность о Руководящих принципах ОЭСР на 20%;
  • повысить осведомленность о НКП на 30%;
  • 10% компаний меняют свою корпоративную политику в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР.

Для мониторинга выполнения целей Центр "Развитие КСО" провел исследование, и его результаты обнадеживают.

За шесть месяцев осведомленность о Руководящих принципах поднялась с нуля до 15%, а о НКП — до 8%. 75% компаний заявили о готовности сотрудничать с НКП в случае подачи жалоб. Что касается изменений в политике, компаниям в Украине рекомендуют пересмотреть стандарты ответственного поведения с контрагентами, стратегию КСО и корпоративные документы, политику раскрытия информации.

Исследование также представило специфику ответственного поведения многонациональных компаний в Украине.

  1. Подавляющее большинство внедряет КСО в направлениях развития и поддержки персонала, благотворительности и инвестиций в развитие региона. Причем половина опрошенных увеличила инвестиции именно в последнее направление.
  2. Почти половина компаний имеют стратегию КСО, и 35% многонацио­нальных компаний имеют бюджет на КСО, среди украинских таких 25%.
  3. Компании регулярно повышают заработную плату, внедряют программы повышения квалификации и предоставляют сотрудникам гибкий рабочий график.
  4. Касательно охраны окружающей среды компании внедряют программы по использованию энерго­сберегающих технологий, сортировке и утилизации отходов, уменьшению выбросов в атмосферу, защите природных ресурсов.
  5. В отношениях с потребителями компании отдают предпочтение программам по поддержке качества продукта и предоставлению достоверной информации.
  6. Среди корпоративных документов значительная часть опрошенных выделяет наличие этических кодексов, антикоррупционной политики, политики против сексуальных домогательств и в пользу защиты прав потребителей.
  7. Главные причины внедрения КСО — моральные соображения, повышение лояльности персонала, рост продаж и требования материнских компаний. Главным идеологом КСО-программ является СЕО.
  8. Основное препятствие для внедрения КСО — отсутствие стимулов со стороны государства, финансов, недостаток собственного опыта и информации о принципах и подходах к внедрению социальной ответственности.
  9. Главными стимулами для внедрения КСО является льготное налогообложение и повышение уровня доверия и лояльности потребителей и общества в целом.

В результате многонациональные компании рекомендуют провести просветительскую компанию по КСО для общества, в том числе и о деятельности НКП, ввести курсы по КСО в университетские программы и активизировать участие бизнес-ассоциаций в популяризации КСО.

Нельзя недооценивать роль глобальных корпораций, некоторые из них имеют больше сотрудников, чем количество жителей нескольких стран. Поэтому и требования к таким бизнесам растут не по дням, а по часам. Руководящие принципы ОЭСР — хороший инструмент, чтобы минимизировать репутационные риски и оптимизировать свои КСО-стратегии в соответствии с международными требованиями.