Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Освобожденных моряков Фаины ждет серьезный разговор с судовладельцем

Освобожденных моряков Фаины ждет серьезный разговор с судовладельцем
Переговоры моряков «Фаины» с судовладельцем о финансовой компенсации за плен и страдания обещают быть не менее сложными, чем торги с сомалийскими разбойниками
000


4 февраля около 16.00 по киев­скому времени легкомоторный самолёт пролетел над украинским сухогрузом «Фаина», сбросив на его палубу сумку с 3,2 млн. долларов. Сомалийские пираты, более четырёх месяцев державшие в заложниках экипаж судна –17 украинцев, двух россиян и одного литовца, пересчитали деньги и небольшими группами покинули корабль, захватив заодно с выкупом одежду и личные вещи моряков («рядовым пиратам» главный куш не светит, так что взяли добычу натурой). На следующий день «Фаина» под охраной корабля американских ВМС оправилась в кенийский порт Момбаса. А в Украине тем временем начали подводить итоги: писать отчёты об успешно проделанной работе, выяснять, по чьей вине затягивались переговоры с захватчиками, и готовиться к суду. 

Пришли на готовое. Отец боцмана «Фаины» Виктора Шаповалов говорит, что желающих поздравлять спасённых моряков теперь гораздо больше, чем было желающих их спасать
Пришли на готовое. Отец боцмана «Фаины» Виктор Шаповалов говорит, что желающих поздравлять спасённых моряков теперь гораздо больше, чем было желающих их спасать


Непереговорчивые
Когда моряки ещё не прилетели в Украину, отец одного из них, Виктор Шаповалов, опасался, что ему не удастся встретить сына. 

– Так много сегодня желающих по­здравить моряков, обнять их, повесить медаль, что на взлётном поле для нас не найдётся места, – объяснил он Фокусу

Отец боцмана вспоминает, что ещё пару недель назад такой ажиотаж тяжело было представить. С октября родственники моряков обивали пороги МИДа и Секретариата президента, где вместо информации о состоянии заложников получали единственную установку: не делать заявлений в прессе, чтобы «не помешать ходу переговоров, которые вот-вот завершатся». 24 декабря они потребовали предъявить им доказательства того, что члены экипажа «Фаины» живы, но так и не добились связи с пленными, поэтому 8 января вопреки настоянию властей обратились к СМИ. 19 января был создан комитет по спасению моряков «Фаина С.О.С.», 22 января состоялась пресс-конференции, а 25 января – первый сеанс общения с членами захваченного экипажа. 

– Тогда уже события понеслись галопом, и многие были готовы не то что присоединиться, а возглавить борьбу за освобождение «Фаины»! – вспоминает Виктор Шаповалов. – Многие говорили, что если бы мы не погнали волну, то вряд ли бы увидели своих детей живыми. 

Однако представитель судовладельца, главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень – Софрахт» Михаил Войтенко уверен: родственники отнюдь не способствовали скорейшему освобождению судна. По его версии, такие их действия, как открытие специального счёта для сбора денег пиратам, могли даже сорвать переговоры. Морские разбойники, следившие за событиями в Украине, могли бы держать моряков в плену до тех пор, пока их родственники не соберут $10–15 млн. К счастью, этого не произошло. После безрезультатного вмешательства в переговоры частного лица – американки Мишель Линн Балларен, по собственной инициативе обещавшей увеличить сумму выкупа, пираты решили вести переговоры исключительно с украинской стороной. 

Тем же курсом. Освобождённый экипаж, снабжённый американской гуманитарной помощью, сам повёл «Фаину» в кенийский порт назначения
Тем же курсом. Освобождённый экипаж, снабжённый американской гуманитарной помощью, сам повёл «Фаину» в кенийский порт назначения



Груз-2008
Владельца судна Вадима Альперина общественность так и не увидела. Было распространено лишь заявление в духе «все вопросы потом». Переговоры по освобождению корабля вели специальные переговорщики. 

Председатель Службы внешней разведки (СВР) Николай Маломуж сообщил Фокусу, что на протяжении всего переговорного процесса свои услуги пиратам предлагали около тридцати различных посреднических структур. «Это дезориентировало пиратов, заставляло отказываться от заранее достигнутых предварительных договоренностей, и много раз приходилось все начинать чуть ли не заново», – говорит г-н Маломуж. 

Время–деньги
Только за последний месяц из пиратского плена выкуплено несколько судов. Но пока «Фаина» – рекордсмен: и по сумме выкупа, и по продолжительности захвата. 

Сумма выкупа, $ млн. 

Количество дней проведенных
в плену 

3,2  134 Судно: Сухогруз «Фаина»
Судно: Сухогруз «Фаина»
Страна: Украина
Груз: Военная техника и боеприпасы
стоимостью $120 млн.
Освобождено: 05.02.2009
3  55 Судно: Супертанкер «Сириус Стар»
Судно: Супертанкер «Сириус Стар»
Страна: Саудовская Аравия
Груз: Нефть стоимостью $100 млн.
Освобождено: 09.01.09
2  61  Судно: Танкер «Бискаглиа»
Судно: Танкер «Бискаглиа»
Страна: Либерия
Груз: Пальмовое масло
стоимостью $10 млн.
Освобождено: 24.01.09 
1,7  86  Судно: Рыболовецкое, «Тянь Ю 8»
Судно: Рыболовецкое, «Тянь Ю 8» Страна: Либерия
Груз: Отсутствовал
Освобождено: 08.02.09
1  45  Судно: Торговое, «Блу стар»
Судно: Торговое, «Блу стар» Страна: Либерия
Груз: Минеральные удобрения
Освобождено: Предположительно
в середине февраля


Он отмечает, что во всём мире освобождение судов из пиратского плена – прерогатива судовладельца. Спецслужбы оказывают преимущественно консультативную помощь и в непосредственных переговорах не участвуют. Однако случай с захватом «Фаины» был особенным. В её трюмах находились 33 танка Т-72М1 и Т-72М1К, 6 комплектов 14,5-миллиметровых зенитно-пулемётных установок, 150 комплектов гранатомётов РПГ-7В, 6 боевых машин БМ-21 «Град», боеприпасы и комплекты динамической защиты танков. Всего этого хватило бы на полноценную африканскую войну. 

– Сразу было ясно, что характер груза усложнит процесс переговоров. Ещё никогда в мировой практике такое количество оружия и боевой техники не становилось добычей пиратов. Поэтому и появлялись астрономические суммы выкупа – 20, 35 миллионов долларов, – говорит председатель СВР. 

Груз не только усложнил переговоры об освобождении судна, но и поставил Украину на грань очередного оружейного скандала: согласно официальным документам, оружие везли в Кению, однако в европейских и американских СМИ появилась информация о том, что груз предназначался для Южного Судана. В распоряжении Би-би-си оказалась копия декларации, где в качестве получателя указывалась некая организация GOSS. Кенийский МИД расшифровал сокращение как General Ordnance Supply and Security, а военные экс­перты – как Government of South Sudan. Кроме того, представитель пиратов Индабур в интервью американскому журналу Newsweek сообщил: «Мы заставили капитана показать нам бумаги и поняли, что груз должны были доставить в Южный Судан». 

Вскоре интернет-журнал American Chronicle сообщил: «Высшие чины кенийского оборонного ведом­ства отрицают какие-либо поставки из Украины и объясняют невозможность этого факта тем, что не проводилось никакого обучения их солдат на танках советского производства <…> и груз не может соответствовать стандартам современного кенийского арсенала». 

Уже по ходу скандала разобрались: с точки зрения международного права, Украина не совершает преступления: вооружать Южный Судан запрещено лишь членам Евросоюза. ООН в отношении таких поставок резолюций не принимала. Однако для Украины, стремящейся к сближению с ЕС, скандал может иметь другие, политические, последствия

– Вопросами груза я не занимаюсь, – отметила в беседе с Фокусом омбудсмен Нина Карпачёва, – но во время своего рабочего визита в Кению я встречалась с министром обороны, и на вопрос, кому принадлежит оружие, он сказал: «Оно принадлежит Кении, как мне принадлежит костюм, в который я одет». 

Политическое пиратство
И, конечно, у истории с «Фаиной» получилась весьма мощная политическая аранжировка, где каждый перетягивал одеяло на себя. Первым с заявлением об освобождении судна выступил президент Ющенко, не преминув подчеркнуть заслуги украинских властей в деле освобождения судна (в чём они заключались – не уточнил). «Украина продемонстрировала, что это полноценное государство, которое может постоять за своих граждан», – радовался президент. Он пообещал лично встретить моряков. Но родственники бывших заложников не готовы возблагодарить главу государства – наоборот, от их имени член правления Украинского Хельсинского союза Владимир Чемерис обещал президенту и МИДу предъявить иск за бездеятельность. В том же винит государство и омбудсмен, член Партии регионов Нина Карпачёва. Пока украинские моряки, практически бесправные, трудятся по самым невыгодным наймам на сомнительных судах, они так и будут попадать в пиратский плен, считает г-жа Карпачёва. Украина могла бы защитить их, присоединившись к международным трудовым конвенциям. 

Впрочем, её однопартийцы тоже не очень поспособствовали освобождению «Фаины»: в первые недели плена начали было собирать деньги на выкуп, но инициатива вскоре заглохла. Про саму Карпачёву хозяева судна говорили, что она только мешает освобождению. Тем временем прецедент с «Фаиной» стал настоящим кладом для взаимного компромата. Так, в интервью Фокусу глава МВД  Юрий Луценко нашёл связь между собственниками судна и главой президентского Секретариата Виктором Балогой – дескать, некоторые из них оплачивали его авиаперелёты: «Балога случайно засветил «закрома» фирм, которые являются страховщиками-экспедиторами печально известной «Фаины». 

Судовладелец Альперин после освобождения судна неожиданно стал расшаркиваться перед офицерами украинских спецслужб, благодаря их за знания, опыт и таланты. 

В общем, под «Фаиной» и её грузом заложено немало политических бомб с мощным взрывным потенциалом. 

Суд против судна

По словам Виктора Шаповалова, в понедельник представитель судовладельца, директор компании Tomex Team Inc. Виктор Муренко на встрече с родственниками моряков «Фаины» в Одессе предложил им написать коллективное письмо об отсутствии каких-либо претензий к судовладельцу. 

– В противном случае Муренко грозился занести имена моряков в чёрные списки, после чего ни одна крюинговая компания не заключит с ними контракт, – говорит Виктор Шаповалов. 

Несмотря на аналогичные угрозы, моряки с «Леман Тимбера» – другого украинского судна, захваченного сомалийскими пиратами в июле прошлого года, – подали в суд на судовладельца. И это не стоило им карьеры – сегодня трое членов экипажа находятся в плавании. С чем предстоит столкнуться экипажу «Фаины» на родине – Фокус выяснил у отца электромеханика Сергея Алымова – Михаила Порфирьевича. 

– Вернувшись в Украину, моряки окажутся незащищёнными – шумиха разом закончится, и они останутся один на один со своими проблемами, – считает Михаил Порфирьевич. 

А проблемы гарантированы, утверждает он: моряки будут нуждаться в медицинской помощи (уже сообщалось, что у семи членов команды «Фаины» гипертония, кишечные расстройства и проблемы с кожей), но деньги на лечение ни государство, ни судовладелец выделять не захотят. Добиваться финансовой компенсации придётся через суд.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.