Футуристические зарисовки интернет-бизнеса на iForum

Антихрупкость и новые тренды в IT

Related video

Искусственный интеллект, мессенджеры и боты вместо живых продавцов, беспилотные автомобили, роботы для съемки селфи и виртуальная валюта в качестве основы для взаиморасчетов — все это очень скоро придет в нашу жизнь. В этом уверен Алексей Мась, советник по цифровым и информационным технологиям в компании "Киевстар" и ведущий потока Интернет-бизнес на крупнейшей в Украине конференции iForum.

— Какие тенденции наиболее ярко проявились в интернет-бизнесе за последние год-два и как это отразились в программе iForum?

Алексей Мась: Среди наиболее важных трендов — Big Data и Blockchain. Напомню, что Big Data — это технология обработки огромных массивов неструктурированных данных, а Blockchain — алгоритм, который позволяет разместить данные в облаке и защитить их каких-либо изменений. Именно на Blockchain основана виртуальная валюта Bitcoin. Доклады на iForum будут посвящены преимуществам и рискам применения подобных технологий.

Как пример, Павел Кравченко, основатель компании-инкубатора Distributed Lab, выступит с докладом "Цифровая свобода. Bitcoin. Blockchain". Команда Distributed Lab реализовала минимум три проекта по Blockchain, а Bitcoin — фактически самая известная реализация технологии Blockchain. Цифровая свобода подразумевает, что вы не можете определить, кто провел финансовую трансакцию с валютой Bitcoin. При этом во многих странах пытаются регулировать подобный юридический и отчасти философский вопрос — имеет ли право кто-либо оставаться анонимным при проведении проплаты. Здесь есть несколько вариантов развития событий, вплоть того, что в европейских странах трансакции Bitcoin все-таки будут отслеживать, а в других частях мира — нет. В общем, мир стоит на развилке, и куда все это дальше будет двигаться — мы как раз и узнаем на iForum.

Кроме того, в программе iForum будет несколько докладов, посвященных тематике Data Science и Big Data. Эти технологии нацелены на извлечение полезной информации из огромного объема неструктурированных данных. Подобную информацию применяют для анализа поведения клиента, определения его интересов, предпочтений и, в какой-то мере, даже его слабостей.

Располагая такими данными, можно пытаться повлиять на его поведение. Например, если клиент хочет уйти с веб-сайта вашего интернет-магазина, ничего не купив, вы, на основании аналитики Data Science и Big Data, можете сделать ему такое предложение, от которого он не сможет отказаться.

Стоит учесть, что в использовании технологий Big Data (термин Big Data является как бы "зонтичным" определением для технологий Data Science и Machine Learning) есть как позитивные, так и отрицательные стороны. На западе считают, что к Big Data нужно относится осторожно, потому что эта технология иногда способна разрушать бизнес. Например, аналитическая система показала, что клиент регулярно покупает сыр в вашем магазине, и вы стараетесь продать ему как можно больше сыра разных сортов, но при этом не предлагаете ему хлеб, вино, маслины и прочие товары, потому что не предполагаете, что он может купить что-то еще. Поэтому эксперты полагают, что аналитику данных нужно использовать одновременно как для продажи, так и для развития бренда. А последнее предполагает, что клиент приобретает широкий спектр товаров. И если ваш конкурент предложит клиенту, помимо сыра, еще вино и маслины по акционной цене, то в итоге покупатель уйдет к этому конкуренту.

Стоит отметить, что мобильные операторы — одни из первых в Украине, которые начали использовать технологии Big Data для анализа интересов и предпочтений своих клиентов. О том, как такие системы применяют в Киевстар, расскажет Андрей Милиневский, директор по диджитал трансформации "Киевстар", в докладе "Ценность Data Science и Big Data решений для клиентов и компании". Также на iForum выступит Сергей Марин, представитель компании "Вымпелком", с докладом "Мифы и легенды о Big Data".

— Чему будет посвящен ваш доклад: "Антихрупкость и новые тренды в IT"?

А. М.: Это футуритический доклад о тенденциях в интернет-бизнесе и других видах бизнеса. Я буду говорить о новых трендах, которые разрушают один бизнес и создают другой. Например, интернет-сервис Uber рушит бизнес таксистов, но создает сеть автолюбителей-перевозчиков, или сервис Couchsurfing пагубно влияет на отельный бизнес, но создает широкие возможности для туризма. Это очень интересные и яркие тенденции, и мой доклад поможет детально разобраться в нынешних событиях и спрогнозировать, куда движется прогресс.

Кроме того, я буду говорить о гаджетах. Ведь развитие в этой области идет очень быстро, устройства буквально на глазах меняют свою функциональность, и бизнес подстраивается под новые возможности. Например, сейчас вы можете расплачиваться в магазине посредством своих часов, звонить через компьютер и т. д. И гаджеты, которые появились в этом году, не похожи на те, что были в прошлом.

— Как скоро робототехника будет вытеснять человека в различных сферах деятельности? Ведь с одной стороны, прогресс в построении роботов, который демонстрирует Boston Dynamics, просто поражает, но с другой — в Google заявили, что в ближайшие годы их дочерняя компания не сможет выпустить готовый коммерческий продукт.

А. М.: Возможно это произойдет не так быстро, тем не менее, прогресс в данной области есть и очень значительный: начиная от роботов-пылесосов, которые уже заняли свое место во многих домах, до роботов, которые ухаживают за больными или летающих робото-дронов, которые снимают с вами видео. То есть, роботы проникают в нашу жизнь постепенно, но сам тренд — очень четкий.

— В книге "Одноэтажная Америка" Ильфа и Петрова, опубликованной в 1935 году, приводится фраза одного из американцев, который остался без работы и обвиняет в этом машины и механизмы. По его мнению, чтобы жизнь наладилась, надо разрушить все машины. Очевидно, что роботизация повлияют на рабочую силу гораздо серьезнее, чем механизмы начала прошлого века?

А. М.: Я думаю, что влияние будет очень серьезным, именно поэтому бизнесменов и волнуют такие тренды. Но для человечества подобные изменения станут полезными, потому что в идеале человек не должен заниматься тупой и не творческой работой. Однако все может измениться, когда изобретут искусственный интеллект. Как только это произойдет, человечеству придет конец — фильмы типа "Матрица" или "Терминатор" нам покажутся наивными сказками, в действительности же, я подозреваю, все будет намного хуже.

— Надеюсь, что это не очень близкая перспектива?

А. М.: Думаю, что такое будущее нас ожидает уже через 20-30 лет, так что есть шанс дожить и увидеть все своими глазами. Мы как индейцы времен Колумба, которые от своих пророков знают, что когда-то приплывут пришельцы с других континентов, но надеются, что такое событие наступит нескоро. Но в конце концов это все же произошло, и вот итог — индейцы живут в резервации.

Впрочем, такое мрачное будущее — совсем не факт, возможно человечеству удастся найти некий вариант удачного сосуществования с искусственным интеллектом, когда люди будут заниматься творческой деятельностью, а машины возьмут на себя все остальные задачи. При условии, конечно, что роботы не смогут заниматься творчеством лучше, чем люди (Кстати, это не исключено, поскольку на днях повесть, написанная роботом, одержала победу на японском литературном конкурсе — прим. ред.).

— Насколько все это имеет отношение к интернет-бизнесу?

А. М.: Тренд, который отчасти завязан с робототехникой — это мессенджеры и боты для продажи, позволяющие покупать какой-либо товар, отсканировав QR-код. Сейчас многие считает, что именно QR-коды в паре с мессенжерами — это самая модная "технология" в интернет-продажах, а веб-сайты уже отходят в прошлое.

— В чем суть такой техники продаж? Как выглядит покупка с помощью мессенджера?

А. М.: Например, вы заходите в винную лавку, сканируете QR-код на этикетке нужной бутылки вина. Мессенджер уточняет, сколько вам нужно бутылок, потом спрашивает ваш адрес и время доставки. Далее вы расплачиваетесь кредитной картой и вам доставляют купленное вино.

Если ранее вам надо было зайти на веб-сайт и долго искать нужное вам вино, то теперь по QR-коду, размещенному на бутылке, вы можете найти его намного быстрее. Или же можно озвучить марку вину вслух, и робот попробует его отыскать для вас.

Сегодня это настолько четкий тренд, что Facebook даже вынес мессенджер в отдельное приложение, чтобы заниматься, в том числе, такой коммерцией. Более того, Facebook в ближайшее время открывает магазин с обслуживанием на базе ботов — многие эксперты считают, что такое событие по своей важности сравнимо с открытием в свое время магазина AppStore компанией Apple.

— В Украине такой тренд тоже присутствует?

А. М.: Приватбанк уже открыл платформу, которые называется Sender – по сути это аналог бота. Другие компании также работают в данном направлении, в том числе — мобильные операторы.

Появление на рынке месенджеров — это прорыв в интернет-бизнесе, еще пять лет назад никто не думал, что такое произойдет. И если ранее мы покупали в магазине или на рынке, потом — на веб-сайте, то теперь — с помощью компьютеризированных ботов. Еще немного — и вернемся снова в магазин, только его уже будут обслуживать роботы, а не живые продавцы.

— Какие другие наиболее яркие доклады вы бы могли отметить iForum-2016?

А. М.: Начинается поток с доклада Александра Ольшанского, который расскажет о перспективах ИТ-индустрии в Украине. В последние годы эта отрасль развивалась достаточно стремительно, несмотря на экономический кризис, но очевидно, что само государство ведет себя не очень корректно по отношению к отрасли. Однако гражданское общество способно и должно оказывать давление на власть, и iForum здесь может задавать тон. Я совершенно уверен в том, что ИТ-специалисты будут играть важную роль в управлении страной.

Кроме того, я очень рекомендую всем доклад Дениса Жаданова из Readdle под названием "Приложения мертвы, да здравствуют приложения". Readdle — это очень успешная украинская компания, они входят в ТОП-100 разработчиков AppStore. Денис Жаданов считает, что приложения сами по себе умерли, но остались "системы приложений". Это когда приложения поддерживают друг друга, работают в симбиозе, притом создается воронка для пользователя и продаются смежные товары внутри приложений. Чтобы зарабатывать на приложениях, вы должны построить экосистему, которая будет привлекать пользователя, обеспечивать маркетинг и помогать продавать. Вот в Readdle как раз и строят такую экосистему.

— Что вынесет посетитель форума после посещения конференции?

А. М.: Если он бизнесмен — то поймет, специалистов каких профессий нужно нанимать в компанию, если работник по найму — узнает, какую профессию нужно осваивать. Кроме того, посетитель получит информацию о том, как развивать бизнес в Украине, какие ниши есть здесь, и какие присутствуют на западе. А гости форума услышат главные анонсы отрасли — ведь многие компании привязывают анонсы выпуска каких-либо систем именно к дате форума.

Одна из целей организаторов в том, чтобы iForum изменил их жизнь. Я всегда утверждал, что о результативности нынешней конференции мы узнаем через год. И я могу привести примеры многих компаний, которые были созданы именно после посещения iForum.

Приходите, находите партнеров и узнавайте новое. Потому что инновационный бизнес развивается даже в стране со стагнирующей экономикой.