Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса

«Мы все — куча дураков». Как Цукерберг обманывает своих пользователей с 2004 года

«Мы все — куча дураков». Как Цукерберг обманывает своих пользователей с 2004 года

Одна из первых пользователей Facebook Джулия Кэрри Вонг, репортёр, специализирующаяся на технологиях, в статье в The Guardian рассказывает о том, как люди, не задумываясь, разрешили Facebook использовать и хранить свои личные данные

030

Все начиналось невинно

Четырнадцать лет, два месяца и восемь дней назад я допустила ошибку, пишет Джулия Кэрри Вонг. Как и многие в 20 лет, живя в общежитии колледжа, я доверилась человеку, которому не должна была верить. Но он по-прежнему влияет на меня.

Нет, Марк Цукерберг не заразил меня герпесом. Но после того, как стали известны факты о сборе личных данных 50 млн пользователей Facebook Cambridge Analytica, я стала вспоминать, как решила зарегистрироваться на сайте thefacebook.com, который в тот момент существовал всего пятый день. Конечно, Facebook не собирается убить меня, однако он проник во все мои отношения с людьми, заставил меня заразить этим «вирусом» других людей, и я никогда не смогу полностью от него избавиться.

10 и 11 апреля Цукерберг давал показания в Конгрессе США об утечке данных пользователей Facebook и скандала с Cambridge Analytica, пишет Вонг. Основатель крупнейшей в мире социальной сети пытался заверить публику, что именно пользователи «полностью контролируют» свои отношения с Facebook. Без конца повторяя эту фразу, Цукерберг утверждал, что люди могут самостоятельно контролировать свои данные в Facebook.

Но «Цукерберг 2018 года» звучит подозрительнее, чем тот же Цукерберг образца 2004 года, когда 9 февраля на Harvard Crimson с ним вышло интервью Mark E Zuckerberg '06. В нём он рассказывал о том, что создал новый сайт. Именно та статья, утверждает Вонг, заставила её и соседей по комнате доверится незнакомцу и предоставить его ноу-хау ключевую информацию о себе: имена, даты рождения, фотографии, адреса электронной почты и т. д.

«В Thefacebook конфиденциальность персональных данных на высшем уровне, — рассказывал Цукерберг в 2004 году Harvard Crimson. — Люди без проблем могут контролировать, кто может видеть информацию о них».

«Всё, чем вы делитесь в Facebook, под вашим контролем», — ответил Цукерберг в 2018-м сенатору Дину Хеллеру после того, как не смог дать чёткого ответа на вопрос о том, собирала ли социальная сеть информацию о телефонных звонках пользователей. «Вы можете отказаться оставлять подобную информацию на платформе. У вас есть все возможности для понимания, какой информацией Facebook владеет о вас. Конечно, пользователь может убрать её оттуда».

«Цукерберг так же манипулирует, как и 14 лет два месяца и восемь дней назад»

По мнению Джулии Вонг, Цукерберг, как и раньше, врёт. Она утверждает, что у нас нет «полного контроля», его никогда не было. Об этом свидетельствует тот факт, что люди, которые никогда не регистрировались в Facebook, могут иметь там «теневые профили», созданные без их согласия. Так происходит, когда социальная сеть сканирует личные сообщения телефона или почты вашего знакомого, в которых есть информация о вас. Вследствие этого человек, не давая на то согласия, попадает в теневой оборот Facebook. «Цукерберг так же манипулирует, как и 14 лет два месяца и восемь дней назад, — пишет Вонг. — Его лицемерие перед Конгрессом напоминает мне новоиспечённых студентов в одном из университетов «Лиги плюща» [ассоциация восьми частных американских университетов на северо-востоке США], которые только что закончили элитные подготовительные школы к колледжу и, нагло смотря в глаза профессору, высказывают мнения о книгах, которые даже не читали».

Вонг говорит, что всё ещё помнит волнение и любопытство перед новым веб-сайтом, который обещал заменить книги Гарварда, которые выдавались первокурсникам. «Те тонкие твёрдые обложки были частым источником полезной информации и различных активностей. Однако Thefacebook дал нам возможность узнавать без проблем имя парня из группы Х или девушки с субботней вечеринки. Сами того не понимая, мы занимались своего рода киберпреследованием, узнавая информацию о других людях, не спрашивая об этом их напрямую», — констатирует Вонг.

Шаблоны вместо индивида

В течение первых недель и месяцев существования социальной сети его пользователи поняли весь потенциал Facebook по изменению социальных взаимодействий и переориентирования их из плоскости уникальности в плоскость шаблонов и стандартов. На Facebook, в отличие от реальной жизни, пользователи превращались либо в друзей, либо нет, в отношениях появлялся статус «одинок» или «всё сложно», а популярность человека стала измеряться количеством френдов в соцсети. Те, кто не регистрировался на Thefacebook, считали себя выше всего этого. И это неудивительно, ведь вся красота и боль человеческого бытия сводилась к шаблонной графе «О себе».

«Эта социальная сеть знает, что я читаю в интернете, куда я хочу отправиться в отпуск, как поздно вернусь ночью, что я отправилась в Монтану или Сиэтл. Facebook знает номер мобильного телефона моего отца. Он знает всё то, что не должен»

«Мы приняли такую классификацию социальных отношений, не задумываясь, кто или что на самом деле скрывается за ширмой графы «О себе», — пишет Джулия Вонг. — Наше суждение о незнакомце в Facebook начинается с фотографии профиля, которое незаметно переходит в формулировку субъективного мнения о человеке, подкреплённое информацией с его странички. Как же мне неловко теперь вспоминать, что я принимала заявки в друзья и отсылала свои, основываясь на шаблонной графе потенциального френда «О себе», самоутверждаясь таким образом».

Правда в том, что для Facebook важно, чтобы мы утратили контроль над нашей информацией. Конечно, мы можем решить, какие фотографии или биографические данные размещать в социальной сети, однако на самом деле мы даже не подозревали, что отдаём Facebook.

«Эта социальная сеть знает, что я читаю в интернете, куда я хочу отправиться в отпуск, как поздно вернусь ночью и на каких постах платформы я задержалась на мгновение, а на каких «зависла», — пишет Джулия Вонг. — Facebook знает, что я отправилась в Монтану или Сиэтл, хотя разрешения отслеживать себя по GPS я не давала. Facebook также знает номер мобильного телефона моего отца лишь потому, что я при регистрации имела неосторожность оставить там свой личный номер. Он знает всё то, что не должен».

В течение первых нескольких недель, когда Марк Цукерберг уверял нас, что мы можем доверить ему наши персональные данные, он вёл онлайн-общение со своим другом, рассказывает Вонг. Переписка вскоре просочилась и была опубликована компанией Silicon Valley Insider. Вот её содержимое:

ЦУКЕРБЕРГ: — Если вам когда-нибудь понадобиться информация о ком-нибудь в Гарварде?
ЦУКЕРБЕРГ: — Просто спроси.
ЦУКЕРБЕРГ: — В моём распоряжении 4 тыс. электронных почт, изображений, адресов и т. д.
ДРУГ: — Что!? Как это у тебя появилось?
ЦУКЕРБЕРГ: Люди сами предоставили мне эту информацию.
ЦУКЕРБЕРГ: — Не знаю почему.
ЦУКЕРБЕРГ: — Они «доверяют мне».
ЦУКЕРБЕРГ: — Придурки.

Я также узнала, что о своей неприкосновенности Цукерберг печётся настолько, что у него есть даже охранники, наблюдающие за его мусором. Он также купил четыре соседних дома, окружающие его личный, чтобы избежать соседства. Но я не знала и не видела в 2004 году, как Цукерберг относится к пользователям Facebook. Facebook — это мир Цукерберга, а все мы — куча дураков, живущих в нём.

По материалам: The Guardian
Перевод Даниила Непочатова

3
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.