Генетический эксперимент китайского ученого может сократить жизнь подопытным детям

Автор первого генетического эксперимента на детях Цзянькуй Хэ. Wikipedia

Мутация в их геномах в среднем сокращает продолжительность жизни почти на 2 года

В 2018 году китайский ученый Цзянькуй Хэ помог появиться на свет первым в мире детям с отредактированным геномами. По его словам, он отключил у девочек-близняшек ген CCR5, который помогает проникнуть в организм вирусу иммунодефицита человека. Однако вместе с потенциальной неуязвимостью к ВИЧ эта мутация, возможно, "подарила" детям и низкую продолжительность жизни, пишет Science Daily.

Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли проанализировали данные о продолжительности жизни более 400 000 добровольцев из британской базы ДНК. Они выяснили, что среди людей с мутациями гена CCR5 уровень смертности в возрасте 41-78 лет на 21% выше, чем среди тех, у кого этот ген работает нормально. Можно сказать, что неработающий CCR5 в среднем укорачивает жизнь на 1,9 лет. Предыдущие исследования показали, что у людей с мутациями данного гена в четыре раза выше смертность от гриппа.

Другие исследования связывают мутацию с увеличением выживаемости после инсульта и защитой от оспы и флавивирусов - группы, включающей вирусы денге, Зика и Западного Нила. Но несмотря на возможные преимущества, побочные эффекты редактирования геномов детей на данном этапе слишком непредсказуемы.

"Вероятно, что в работе генов есть множество тонкостей, которые нам пока неизвестны. Технология CRISPR слишком опасна, чтобы использовать ее сейчас для редактирования геномов зародышевой линии", - пишут авторы.

Как писал Фокус:

• В ноябре 2018 года на генетическом саммите в Гонконге Цзянькуй Хэ рассказал, что в ходе ЭКО отредактировал эмбрионы от семи пар, где отцы имеют ВИЧ-положительный статус. Он заявил, что одна из процедур закончилась беременностью и удачным появлением на свет двух девочек-близняшек, устойчивых к ВИЧ.
  • Власти Китая сообщили, что эксперимент нарушает законы страны и ученого ждет наказание. Комиссия пришла к выводу, что Хэ действовал "намеренно скрытно" и подделал договоры с парами, участвовавшими в его исследовании.