Не вакциной единой. Каких успехов уже удалось достичь в борьбе с коронавирусом

Фото: ABC11

Эксперты утверждают, что прогресс в научных исследованиях дает весомую надежду на победу в противостоянии с COVID-19.

Related video

Заведующая кафедрой глобального общественного здравоохранения в Эдинбургском университете, профессор Деви Шридхар считает, что за последние 10 месяцев борьбы с COVID-19 человечеству удалось достигнуть существенных результатов, и дело не только в готовящейся вакцине, пишет The Guardian.

"5 января 2020 года ВОЗ разослала правительствам всего мира меморандум о небольшом кластере случаев пневмонии в Ухане, Китай. Для многих стран предупреждение было попыткой вглядеться в туман. Каждый месяц ВОЗ собирает в среднем 3 тыс. сигналов о потенциальных заболеваниях и выбирает 30 для дальнейшего расследования. В начале января такие ученые, как я, пытались оценить вспышку "уханьской пневмонии", как ее тогда называли, с огромными пробелами в наших знаниях", – говорит Шридхар.

Она отмечает, что по мере приближения конца 2020 года пандемия все больше кажется бесконечной. Но с января ученые начали намного лучше понимать передачу COVID-19 и разработали инструменты для борьбы с вирусом.

"На самом деле, хотя следующие четыре месяца будут трудными, многообещающие вакцины, более совершенное тестирование и лечение, а также более широкие знания о том, как контролировать вирус, сделают ситуацию намного лучше к марту", – подчеркивает исследовательница.

Ученые никогда так быстро не переходили от секвенирования вируса к испытанию потенциальной вакцины на добровольцах. На последней фазе испытаний находятся 12 вакцин-кандидатов, из которых некоторые очень многообещающие. После подтверждения безопасности препаратов, следующим шагом станет производство достаточного количества доз. Самый большой вопрос – это стратегия: будет ли вакцина использоваться для уничтожения, подавления или ослабления вируса? Страны пойдут по разным путям в зависимости от ситуации с COVID-19.

"Но вакцина – далеко не единственная область научного прогресса. Мы понимаем, как распространяется вирус – через капли, мелкие аэрозольные частицы и поверхности. Аэрозоли являются наиболее значительным путем передачи. Проветривание помещений, ношение маски для лица, дистанцирование и выход на улицу для общения и физических упражнений — все это необходимо для предотвращения передачи", – отмечает Шридхар.

В отличие от гриппа, который распространяется посредством вспышек аналогичного размера, примерно 10% людей с коронавирусом, несут ответственность за 80% новых заражений. Вместо того, чтобы гнаться за каждым случаем заражения, выявление "суперраспространителей" может снизить динамику.

"Мы также знаем, что бессимптомные носители – это ахиллесова пята борьбы со вспышками: люди могут чувствовать себя хорошо, но при этом оставаться заразными. Это, пожалуй, самая сложная задача в борьбе с COVID-19", – подчеркивает ученая.

Вот почему массовое тестирование крайне важно, оно помогает идентифицировать как можно больше заразных людей, даже если у них нет симптомов.

"За последние 10 месяцев были достигнуты огромные успехи в тестировании, и теперь у нас есть экспресс-тесты на антигены, которые могут давать результаты за 30 минут. ВОЗ уже приобрела 120 млн таких тестов для бедных стран, испытывающих нехватку в лабораториях", – отмечает Шридхар.

Тестирование – один из ключевых способов борьбы с вирусом. Правила в странах Восточной Азии и Тихого океана, которые в значительной степени устранили передачу вируса, включают в себя тестирование, отслеживание контактов и изоляцию. Также были установлены строгие меры на границах и редко используемые карантины.

Например, используя тесты на антигены, Словакия проверила 3,6 млн человек за выходные (почти все подростковое и взрослое население) и планирует сделать это снова через несколько дней. Одним из ограничений тестирования является то, что инкубационный период у вируса длится до 14 дней, поэтому потребуется повторное тестирование людей, чтобы выявить инфицированных.

"У нас также есть хорошие тесты на антитела, которые могут определить, был ли у человека коронавирус. Они показали нам, что реакция антител на COVID-19 длится около 12 недель. Как показывают данные, количество людей с антителами все еще не настолько велико, чтобы сформировался "коллективный иммунитет", – говорит Шридхар.

Поэтому крайне важно сократить передачу вируса. Некоторые утверждали, что введение карантинных ограничений лишь отсрочат критическую ситуацию. Но при этом не учитывался научный прогресс, а также лечение и вакцины, которые становятся доступными.

"Теперь, если вы попали в больницу с COVID-19, у вас есть больше шансов выжить, чем 9 месяцев назад. Каждый раз, когда мы избегаем заражения, это дает нам шанс дождить до времени, когда будут доступны эффективные методы профилактики и лечения", – подчеркивает исследовательница.

Сейчас медики лучше понимают COVID-19, который является не только респираторным заболеванием, но и мультисистемным. Он поражает не только легкие, но и сердце, кровеносные сосуды, почки и мозг. Показатели выживаемости среди пациентов улучшаются, так как ученые уже знают, что лечение на ранней стадии снижает смертность.

"У нас также есть такие препараты, как дексаметазон, который увеличивает выживаемость в тяжелых случаях, и продолжаются исследования терапии моноклональными антителами, а также ремдесивира", – говорит профессор.

Следующим шагом будет исследование потенциальных методов лечение и реабилитации тех, кто уже перенес коронавирус.

"Окончательная стратегия выхода из этой пандемии будет включать безопасную и эффективную вакцину, лечение пациентов с COVID-19 и дешевое массовое тестирование. У нас уже есть некоторые из этих инструментов, и в ближайшие месяцы появится вакцина. Хотя зима будет сложной, с более короткими и темными днями, более холодной погодой и перегруженными больницами, достигнутый прогресс означает, что у нас будет окно возможностей, чтобы разорвать карантинный цикл весной", – подытожила эксперт.