Эксцентричная планета. В "зоне обитаемости" красного карлика обнаружен суб-Нептун

Экзопалнеты, планеты ,красный карлик, звезда
Фото: SciTechDaily | Планеты, которые вращаются вокруг красного карлика. Иллюстрация

Ученым удалось обнаружить экзопланету, которая имеет необычную орбиту и вращается вокруг более холодной, чем наше Солнце звезды. Учитывая ее близкое расстояние от звезды-хозяина, она находится в зоне обитаемости, и там могла бы быть жизнь.

Исследователи из Бернского университета под руководством Николь Шанче заявили об открытии экзопланеты, которая вращается вокруг красного карлика за 35 дней и имеет необычную орбиту. Красные карлики – это маленькие холодные звезды. На планетах, которые вращаются вокруг них вода может существовать, когда эти планеты находятся намного ближе, чем в нашей Солнечной системе. Поэтому, учитывая небольшое расстояние от звезды, ученые предположили, что эта планета, под названием TOI-2257 b, находится в зоне обитаемости и там может быть жизнь, сообщает SciTechDaily.

Экзопланеты подобные TOI-2257 b невозможно обнаружить в телескоп напрямую. Поэтому для их обнаружения используется транзитный метод – когда планета проходит на фоне своей звезды, у последней уменьшается яркость. Благодаря этому, ученые могут измерить точный орбитальный период планеты. Используя другие наблюдения, астрономы могут определить диаметр, плотность планеты и даже состав атмосферы. Эта планета является суб-Нептуном, планетой, которая имеет похожую массу или диаметр с Нептуном в нашей Солнечной системе.

Вокруг звезды за 35 дней

Планету TOI-2257 b сначала обнаружил космический телескоп TESS, который и занимается поиском экзопланет транзитным методом. Изначально ученые не могли разобраться с точным периодом обращения планеты вокруг красного карлика. Ее орбитальный период мог составлять 176, 88, 59, 44 или 35 дней.

Только с помощью обсерватории в Мексике ученым удалось установить точный период вращения планеты. Он составил 35 дней. Телескоп SAINT-EX специально создан для более подробного изучения красных карликов и их планет.

"Также с помощью этого телескопа нам удалось получить еще больше данных и о звезде, и самой планете", — говорит Николь Шанче.

Телескоп, обсерватория, SAINT-EX, Мексика Fullscreen
Обсерватория SAINT-EX в Мексике
Фото: SciTechDaily

Там могла бы быть жизнь, но…

Ученые выяснили, что планета TOI-2257 b вращается вокруг своей звезды на достаточно близком расстоянии, чтобы там была вода, а значит там могут быть условия для возникновения жизни. Но потом, во время дальнейшего изучения ученые узнали, что эта планета имеет в 2,2 раза больший радиус, чем Земля, она газообразная, там высокое атмосферное давление и это не способствует появлению жизненных форм. Также оказалось, что у планеты необычная орбита.

"Планета TOI-2257 b не имеет круговой концентрической орбиты", — говорит Николь Шанче. "Это самая эксцентричная планета, которая вращается вокруг холодной звезды из когда-либо обнаруженных. Для потенциальной жизни — это плохо. Хотя средняя температура на планете достаточно комфортная и меняется от -80°C до +100°C в зависимости от того, как далеко находится планета от звезды во время вращения по орбите".

Ученые полагают, что планета TOI-2257 b имеет такую орбиту потому, что на нее влияет планета-гигант, которая скрывается где-то рядом. Дальнейшие исследования помогут ее найти, говорят ученые.

Телескоп, Джеймс Уэбб, телескоп Уэбба Fullscreen
Космический телескоп имени Джемса Уэбба

Обнаруженная планета подходит для изучения новым космическим телескопом Уэбба, который уже развернул свое главное зеркало, но все еще летит к точке назначения – второй точке Лагранжа на расстоянии 1,5 млн км от Земли, где будет проводить наблюдения в том числе и за экзопланетами.

"Телескоп Уэбба сможет изучить планету TOI-2257 b чтобы найти, например, признаки водяного пара в ее атмосфере", — говорит Шанче.

Напоминаем, что астрономы впервые обнаружили магнитное поле у одной из экзопланет.