Загадочное потемнение Бетельгейзе: ученые выяснили, что случилось с красным сверхгигантом (фото)

Бетельгейзе
Фото: space.com | Загадочное потемнение Бетельгейзе: ученые выяснили, что случилось с красным сверхгигантом

Новое исследование подтверждает уже существующую теорию, которая раскрывает секрет таинственного изменения яркости звезды в созвездии Ориона.

Согласно исследованию, опубликованному в издании Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters, теперь есть объяснение необычному событию 2019 года, которое получило название Великое потемнение Бетельгейзе. Тогда астрономы заметили резкое снижение яркости красного сверхгиганта в созвездии Ориона на расстоянии 640 световых лет от Земли. Считалось, что Бетельгейзе вскоре взорвется сверхновой, но теперь ученые подтвердили существующую теорию, которая объясняет, что же произошло 4 года назад, пишет Space.

В начале 2019 года красный сверхгигант Бетельгейзе, который намного больше Солнца, внезапно потерял свою яркость. Тогда ученые предположили, что звезда находится на пороге смерти и скоро будет виден взрыв сверхновой. Согласно новому исследованию, потемнение Бетельгейзе не означает ее скорую смерть.

Звезда Бетельгейзе снова ведет себя очень странно: что будет если она взорвется

Ученые представили изображения звезды, которые были сделаны прибором MATISSE, установленном на телескопе VLT Европейской южной обсерватории (расположен в Чили). Фотографии, сделанные в период с 2018 по 2020 годы, то есть здесь запечатлена Бетельгейзе до, во время и после потемнения, показывают, что красный сверхгигант вернулся к нормальному состоянию после загадочного события.

Бетельгейзе Fullscreen

По словам ученых, хотя звезда и потемнела в 2019 году, но ее фотосфера на самом деле стала ярче. Авторы нового исследования подтверждают уже существующую теорию о том, что потемнение Бетельгейзе было связано с выбросом с самой звезды облака пыли в виде оксида кремния. Ученые пришли к выводу, что этот выброс был связан с резким снижением температуры поверхности звезды, то есть фотосферы.

Ученые считают, что красный сверхгигант выбросил в космос облако газа из-за внезапного снижения уровня температуры звезды. Именно облако газа и пыли, которое закрыло на некоторое время звезду и является причиной ее потемнения. Ученые считают, что снижение температуры привело к тому, что часть газа охладилась очень сильно и превратилась в твердую пыль.

Также, согласно новому исследованию, пыль, выбрасываемая звездами, которая становится основой для нового поколения звезд, может образоваться очень близко к звездам.

Фокус уже писал о нескольких более ранних исследованиях, в которых также предлагается свое объяснение потемнению Бетельгейзе.

• Одно исследование предполагает, что за изменение яркости гигантской звезды ответственна блуждающая черная дыра звездной массы, которая привела к появлению своеобразной выпуклости на Бетельгейзе. Это стало причиной снижения температуры и яркости звезды.
  • Другое исследование предполагает, что на Бетельгейзе произошел поверхностный выброс массы, что привело к появлению газового облака. Оно и затмило собой часть звезды, что привело к уменьшению ее яркости.
  • Согласно третьему исследованию, звезда Бетельгейзе пережила резкое снижение температуры, а также образование облака пыли. Оба эти фактора привели к потемнению гигантской звезды.