Требования британских издателей к детской литературе приняли форму цензуры
Политическая корректность добралась и до детской литературы. Британские издательские дома, обеспокоенные здоровьем и безопасностью подрастающего поколения, занялись цензурой детских книг
Одна из самых популярных писательниц Британии Никола Морган, автор более 80 книг, вспоминает о том, как издатели не возразили против питона, который пожирал цыплят, закрыли глаза на употребление алкоголя и пропустили сцены с огнем и утопленником в одной из ее последних книг. Но при этом заклеймили позором эпизод со спиритической доской.
Никола Морган уверена, что детям необходимо знать об опасностях, связанных с огнем или употреблением алкоголя. А излишнее рвение издателей расценивает как попытку обезопасить себя от претензий родителей, которые могут запросто вчинить иск, если сочтут книгу не по-детски опасной.
Британская писательница Линдси Гардинер, автор и оформитель 15 книг, жалуется, что требования издателя иной раз переходят все мыслимые границы. Так, ей предложили исключить из текста упоминание о прогулке, которую совершает в одиночестве герой одной ее книги, и не писать о наличии острых предметов в другой. А когда в ее последней сказке главный герой – маленький дракон – попытался поджарить зефир пламенем из своих ноздрей, издатели сочли эту сцену небезопасной для здоровья. При этом в детской литературе, замечает писательница, немало огнедышащих драконов, но никто не изымает эти книги из продажи.
В другой книге Гардинер – "Когда Поппи и Макс вырастут" – одному из главных героев, Максу, издатели не разрешили карабкаться по лестнице. После того как эпизод был переписан, Макс уже никуда не карабкался, но автор поставила его на три банки с краской, что, по ее мнению, было намного опаснее. "Однако, у них (издателей) это вопросов не вызвало", – подводит итог автор.
Общество детских писателей и иллюстраторов так прокомментировало цензуру издателей: "Литература должна способствовать общению и предоставлять молодым людям возможность самим давать оценку действительности, чтобы они были в состоянии сделать положительный выбор в своей жизни".
Детская литература, как, впрочем, и любая другая, подвергается критике не только на этапе создания, но и после появления на полках книжных магазинов.
Пожалуй, больше остальных детских книг, опубликованных за последние десятилетия, досталось "Гарри Поттеру". С первого дня его появления на маггловском свете против него ополчились особо ревностные христиане, возмущенные "пропагандой колдовства и чертовщины". А самые ярые противники, такие как Церковь Христа в Гринвилле, штат Мичиган, даже устроили публичное сожжение книжки. В списке 100 литературных произведений, которые больше остальных подвергались нападкам в период с 1990-го по 2000 г., серии о мальчике-волшебнике досталось седьмое место. Кстати, обскакать Гарри Поттера удалось "Приключениям Гекльберри Финна" Марка Твена. Неугомонный маленький американец дал фору англичанину и занял "почетное" пятое место. На девятом месте – "Мост в Террабитию" Кэтрин Патерсон, киношный вариант которой совсем недавно с удовольствием смотрели детишки в кинотеатрах по всему миру.
В опросе интернет-форума AB_CHLDNBOOK "Кто должен заниматься цензурой книг, которые читают ваши дети?" 55% опрошенных ответили, что эту миссию должны взять на себя родители, а 37% вообще выступили против цензуры. Издатели как цензоры в опросе вообще не упоминались.
Пока взрослые решают, кто имеет право влиять на то, что будут читать их чада, сами дети могут высказаться по этому поводу на сайте kidsSPEAK! Американский веб-ресурс пестреет надписями "Юные читатели выступают за первую поправку к Конституции" и "Боритесь за Гарри Поттера". Здесь каждый может сообщить о случаях изъятия из школьной библиотеки того или иного произведения. Борцам за свои права с американской педантичностью объясняют, где и как можно узнать о цензуре и как с ней бороться. К примеру, предлагают организовывать сообщества и клубы, писать петиции и активно высказывать свою гражданскую позицию. И хитро замечают, что запрещенные книги всегда можно найти в интернете. Так что политкорректным господам не стоит обольщаться: как только детишки выучат алфавит и научатся набирать на клавиатуре пару-тройку предложений, они не только будут решать, какое чтиво удостоить своим вниманием, но и организуют движение вроде "Свободу Тому Сойеру!"