Воспитание планктона. Обзор книжных новинок

Романы Людмилы Улицкой и Ольги Славниковой, очередная повесть-притча Ильи Бояшова – литературные новинки в обзоре Фокуса

Related video

Похоже, два места в шорт-листах главных российских литературных премий нынешнего года уже забронированы. "Легкая голова" Ольги Славниковой и "Зеленый шатер" Людмилы Улицкой, вышедшие в свет почти одновременно под Новый год, уже вызвали бурное обсуждение в прессе. Диапазон мнений, как водится, широк – от восторженных откликов записных почитателей до злобного брюзжания таких же записных недоброжелателей. Новую повесть выпустил Илья Бояшов. На этот раз он занялся исследованием феномена русской женщины, и название "Каменная баба" в этой связи звучит весьма многозначительно. Кстати, о премиях: в лицах фигурантов нынешнего обзора представлены все три российские литературные топ-награды: "Русский Букер" (Славникова, 2006), "Большая книга" (Улицкая, 2007) и "Национальный бестселлер" (Бояшов, 2007). К россиянам на этот раз примкнули два известных итальянца – Алессандро Барикко и Никколо Амманити. Причем, если первый остался верен своей фирменной поэтичной меланхолии, то второй рискнул продемонстрировать миру совершенно иное, доселе незнакомое лицо.

Книга месяца

"Легкая голова"
Ольга Славникова

Живет себе в городе Москве бренд-менеджер Максим Т. Ермаков, имеет приличную работу, удобную любовницу, копит деньги на собственную квартиру и не держит в своей легкой от природы голове никаких лишних мыслей. В один прекрасный день к нему являются представители спецслужб и со скорбью в голосе сообщают пренеприятнейшее известие. Оказывается, голова Максима Т. Ермакова представляет собой гравитационную дыру, по причине которой в стране происходят всевозможные теракты, катастрофы и стихийные бедствия. Чтобы положить этому конец, Максим Т. Ермаков должен покончить собой выстрелом в голову.

Славникова, не имеющая в современной русской прозе соперников по части стилистических изяществ, продолжает успешно осваивать сопредельные литературные территории, привнося в свои тексты элементы фантастики и острое социальное звучание. В "Легкой голове" она показывает, что у офисного планктона тоже могут возникать человеческие чувства. Вот только для их пробуждения, нужно устроить ему такую встряску, что господи помилуй.

Однозначное прочтение этого романа вряд ли возможно. Он провокативен и парадоксален: получается, что желая добра ни в чем не повинному герою, читатель автоматически готов отправить на тот свет тысячи опять-таки ни в чем не повинных людей. Разница в том, что Максим Т. Ермаков – вот он, а жертвы катастроф какие-то далекие, абстрактные и непосредственного сочувствия не вызывают. Впрочем, такими они будут только до поры до времени.

Роман-головоломка

"Зеленый шатер"
Людмила Улицкая

Роман со сложной фабулой. Начинается смертью Иосифа Сталина (1953), заканчивается смертью Иосифа Бродского (1996). Между ними хронологический художественный беспорядок, причем каждая из 32-х глав книги представляет собой законченную новеллу. Основной объект внимания – диссидентское движение в СССР. Основные темы – становление личности, сила и слабость человеческого духа, неизбежные компромиссы с властью и собственной совестью. Улицкая рассказывает огромное количество обыкновенных и одновременно невероятных житейских историй, многочисленные персонажи романа связаны между собой сотнями нитей; мир тесен, круг узок. В результате получается, что называется, портрет эпохи со всеми ее хорошо известными радостями и мерзостями. Тираж – 200 тыс. экземпляров, у последнего Пелевина и то на четверть меньше.

Повесть-притча

"Каменная баба"
Илья Бояшов

После блестящей притчи о безумном боге войны Ваньке-Смерти ("Танкист, или Белый Тигр", 2008) Илья Бояшов написал не менее яркую повесть о непростой русской бабе, которая благодаря своему дьявольскому обаянию прошла путь от нищей дочери деревенских алкоголиков до столичной гранд-дамы, не уступающей по степени влияния первым лицам страны. Интересно, что в авторском отношении к образу бешеной Машки Угаровой чувствуется как неподдельный восторг, так и искреннее отвращение; наверное, подобное чувство испытываешь при виде акулы, разрывающей на куски свою жертву. Конкретного прототипа у героини нет, однако сам Бояшов честно признался, что при работе над книгой его вдохновляли судьбы Аллы Пугачевой, Людмилы Зыкиной, Нонны Мордюковой и даже – тут нам будет особенно приятно – Юлии Тимошенко.

Роман воспитания

"Эммаус"
Алессандро Барикко

Главный маньерист европейской литературы сочинил роман воспитания, в котором рассказал об атмосфере времен своей молодости, пришедшейся на пост-рок-н-ролльные 1970-е. Для небольшого итальянского городка та эпоха была относительно спокойная, но по-своему тревожная. С одной стороны – многовековые католические традиции, привычное лицемерие, скучное школьное и семейное филистерство. С другой – жажда свободы, тоска по иной красивой жизни и непременные пубертатные страдания. Герои густо замешанного на библейских аллюзиях романа "Эммаус" – четыре подростка и роковая девица легкого поведения, в которую все они, каждый по-своему, влюблены. Плотские соблазны так сложно переплетаются с тягой к праведности, что порок становится неотличим от добродетели, а душевные муки героев оказываются столь сильными, что выдержать их удается не всем.

Роман-карикатура

"Да будет праздник"
Никколо Амманити

Автор жестких психологических триллеров "Я не боюсь" и "Как велит Бог" неожиданно сочинил бесшабашный сатирический роман о нравах итальянской художественной и политической элиты. Одуревшего от власти и богатства финансового магната срисовал с Сильвио Берлускони, в тщеславном тусовщике-литераторе изобразил карикатуру на самого себя. Сюжет закрутил не то что с лихостью, а даже с какой-то наглостью – чего стоит, например, история о советских спортсменах, сбежавших во время Римской олимпиады 1960 года и проведших полвека в местных катакомбах. Самое смешное: русский прыгун с шестом носит фамилию Пелевин. Интересно, нет ли среди персонажей какого-нибудь непритязательного российского романиста итальянского пловца или гимнаста по фамилии Амманити.

Юрий Володарский, Фокус