Университет на диване. В лучших вузах мира можно бесплатно учиться онлайн
Чтобы прослушать курс социологии Принстонского университета или экономическую теорию в изложении мичиган-ских профессоров, теперь не обязательно выходить из собственной квартиры. Уникальные знания стали доступны в интернете совершенно бесплатно
31-летний программист из Днепропетровска Сергей Хенкин знаком с проектом Coursera с момента его появления. Осенью 2011 года он прошел онлайн-курс по искусственному интеллекту, о котором раньше мог только мечтать. Лекции читали профессора с мировыми именами: Питер Норвиг — директор по исследованиям корпорации Google, автор книги "Искусственный интеллект: современный подход", и Себастьян Трун — бывший директор Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта. Сергей ежедневно смотрел видеолекции, выполнял домашние задания и сдавал экзамены, по результатам которых получил сертификат от Стэнфордского университета. "Учебный процесс почти такой же, как в американских и европейских вузах, только год обучения в них стоит десятки тысяч долларов, а я учился абсолютно бесплатно, — говорит Хенкин. — Теперь не нужно быть богатым или гениальным, чтобы послушать лучших в мире специалистов, достаточно иметь доступ в интернет и знать английский язык".
Проект Coursera — это набор бесплатных онлайн-курсов ведущих университетов мира. В образовательные материалы входят видеолекции, литература для чтения, домашние задания, тесты и экзаменационные вопросы. По сути это сопоставимое с магистерской программой образование, только в интернете. И по окончании курса студентам выдают не диплом, а сертификат о прохождении с подписью преподавателя. Еще в прошлом году в проекте участвовал только Стэнфордский университет, предлагавший три курса, но в июле к Coursera присоединились еще 16 крупнейших вузов со 111 программами.
На сегодняшний день лекции на сайте прослушали более полутора миллионов студентов, и прямо сейчас учатся еще около миллиона человек, восемь тысяч из которых украинцы.
В планах основателя проекта Дафны Коллер — привлечь к Coursera максимальное количество университетов и открыть доступ ко всем академическим дисциплинам. Изначально проект, придуманный профессором Стэнфорда и ее студентами, давал доступ в основном к IT-курсам. "Но когда стал понятен весь его потенциал, команда активно взялась за расширение программы", — объясняет Колер Фокусу. Сегодня Coursera превращается в крупнейшую в мире базу знаний, цель которой — дать качественное образование миллионам людей независимо от их материального достатка.
Грызть гранит
Зарегистрироваться для участия в проекте очень просто — достаточно выбрать понравившийся курс и заполнить анкету на сайте coursera.org. Число мест неограниченно, никаких национальных или профильных квот не существует. Ограничений по количеству одновременно изучаемых курсов тоже никаких, кроме наличия свободного времени у аппликанта. "Я всегда обращаю внимание на то, какие преподаватели ведут курс. Также важно посмотреть видео, где они кратко описывают, о чем пойдет речь и на какой уровень подготовки они рассчитыва ют", — говорит Сергей Хенкин. Все курсы идут на английском языке, важно владеть им в достаточной степени, ведь у преподавателей разные акценты и стиль преподавания. Как правило, участник может выбирать, будет ли он проходить курс в полном объеме со всеми домашними заданиями и экзаменами, или ограничится просмотром лекций. Первый вариант требует существенно больших временных затрат — не менее 10 часов в неделю на каждый курс. Сам Хенкин до конца прошел курсы по машинному обучению, искусственному интеллекту и проектированию и анализу алгоритмов. Все полученные знания он активно использует в своей работе. "Во время курса машинного обучения я научился работать с пакетом программ MATLAB (прикладные программы для решения задач технических вычислений и одноименный язык программирования. —
Фокус) и почерпнул пару идей, которые собираюсь применить в своих проектах".
О том, что Coursera — феномен в сфере образования, говорят и преподаватели украинских вузов. Директор Школы журналистики и декан Национального университета "Киево-Могилянская академия" Евгений Федченко называет проект уникальным: в то время как стоимость формального университетского образования по всему миру стремительно растет, и даже там, где оно было традиционно бесплатным, становится платным, ведущие вузы готовы делиться знаниями в свободном режиме. "Один из недостатков онлайн-курсов — отсутствие диплома.
Престижные вузы не станут раздавать их по интернету. Это обесценит престиж университета и усилия студентов, которые прошли серьезный отбор и инвестировали время и усилия, чтобы поступить", — объясняет Федченко.
Но для Сергея Хенкина главное — доступные знания. А сертификат — лишь приятное дополнение. "Польза от этого документа сильно зависит от того, кто вы. Состоявшимся специалистам с большим опытом работы эта бумага мало что даст, но студенты или молодые специалисты, безусловно, могут использовать ее, чтобы заинтересовать потенциального работодателя", — объясняет Сергей.
С глазу на глаз
По словам профессора университета Огайо Эрика Уильямса, Coursera имеет множество серьезных недостатков. Практика показывает, что стеснительные студенты часто боятся сказать: "Я не понимаю", и талантливый педагог может "прочитать" это по языку тела. К тому же во время занятия лектор использует жесты, интонации и зрительный контакт, чтобы подчеркнуть важность какого-то момента, необходимость записать или запомнить его. И, наконец, интернет не заменит общения студентов между собой. "Зачастую важнейшая часть обучения происходит не на самих лекциях, а на переменках между ними и после них, когда студенты живо обсуждают полученную информацию. Незапланированные естественные дискуссии помогают лучше усвоить знания, что невозможно во время видеообучения", — объясняет Эрик.
Евгений Федченко также отмечает важность общения между студентами: связи, приобретенные в годы совместного обучения, обязательно пригодятся в будущем. Человек, который проходит курс по интернету, лишен возможности поддерживать диалог, задавать вопросы и дискутировать.
24-летняя журналистка из Киева Катерина Каплюк с 23 июля проходит курс "Введение в финансы" Мичиганского университета. Общается с однокурсниками на специальном форуме, но консультироваться с преподавателем возможности нет. "Мне кажется, это больше самообучение, чем полноценные дистанционные занятия. Такого количества материалов недостаточно, чтобы разобраться в финансах. Нужно будет читать дополнительно, и если мотивация не очень высокая, то легко "забить", — признается Катерина. — Но, с другой стороны, запись на курс — тоже шаг. Я бы вряд ли стала покупать книги и сама их читать. А так есть возможность регулярно просматривать видео и хоть чему-то научиться".
Дафна Коллер согласна, что команде Coursera еще есть над чем работать, но уже сегодня они получают многочисленные благодарные отзывы. Профессор рассказывает о слушателе курса машинного строения Стэнфордского университета молодом инженере-ядерщике из Японии. Он занимался оценкой риска старых понских АЭС и использовал полученные знания, чтобы устранить серьезные недоработки в своих исследованиях. По словам Дафны, это и есть главная цель проекта — не диплом, а конкретные знания, которые помогают молодым специалистам в работе, делают рынок труда конкурентнее, а мир — интереснее.
Почем диплом
Стоимость года обучения в университетах, ставших участниками бесплатного проекта Coursera
- Калифорнийский технологический институт, США $18 000–40 000
- Университет Дьюка, США от $13 240
- Технологический институт Джорджии, США $25 680
- Университет Джонса Хопкинса $40 680
- Принстонский университет, США от $29 900
- Университет Райса, США $29 960
- Стэнфордский университет, США $45 921
- Калифорнийский университет в Сан-Франциско, США $15 000–20 000
- Эдинбургский университет, Шотландия €14 150–26 760
- Мичиганский университет, США от $13 000
- Пенсильванский университет, США $40 000–42 000
- Торонтский университет, Канада $4725–5000
Ольга Шиленко, Фокус