Немцы наступают. Как Германии удалось выйти в лидеры европейского футбола
Накануне сражения "Баварии" и "Боруссии" в финале Лиги чемпионов Фокус разбирался, как Германии удалось невероятное — выйти в лидеры европейского футбола, переживающего едва ли не самые тяжелые времена
Больше половины европейских клубов высших дивизионов убыточны. Доходы команд растут рекордными темпами, но расходы увеличиваются еще быстрее. Испанские и английские гранды по уши в долгах, итальянские стадионы пустуют, французские команды более 70% бюджета тратят на зарплаты игрокам, не оставляя достаточно средств на развитие. Еще каких-то пять лет назад 15 из 30 европейских чемпионатов окупались, в 2010-м таковых осталось лишь четыре, а в прошлом году — один: немецкая бундеслига. Эдакий футбольный оазис.
Немецкая экономность долгое время не давала результата — последний раз команда из Германии ("Бавария") выигрывала Лигу чемпионов 12 лет назад. В следующем сезоне "Байер" вышел в финал, а потом — восемь лет затишья. И вот, после двух финалов с участием "Баварии", 25 мая впервые в истории решающий поединок главного клубного турнира Европы будет полностью немецким. Это можно было бы назвать стечением обстоятельств, если бы не показатели, говорящие о будущем доминировании немецких команд в европейском футболе.
Все лучшее — детям
В Германии подъем объясняют изменениями, проведенными еще десять лет назад. После провала немецкой сборной на ЧМ-1998 и Евро-2000 местная федерация футбола решила кардинально менять ситуацию на всех фронтах. Как и полагается, немцы начали с фундамента — принялись совершенствовать детский футбол. С тех пор федерация потратила почти 1 млрд евро на программы подготовки и строительство 390 тренировочных центров по всей стране, в которых занимается больше 20 тысяч ребят.
Работа с клубными детскими школами тоже вышла на новый уровень. Украинский тренер юношеской команды "Вердера" (Бремен) Виктор Скрипник рассказывает, что федерация выдвигает жесткие требования и каждые три года проводит инспекцию клубов. "Оценивается инфраструктура, условия подготовки, уровень тренеров", — уточняет экс-защитник сборной Украины. "Вердер" всегда умел готовить игроков, ежегодно пополняя основную команду в среднем тремя собственными воспитанниками.
Неудивительно, что прошлую аттестацию бременцы закончили в четверке команд, получивших высший балл — три звезды. А последнюю сертификацию с максимальным результатом завершили уже семь клубов. При этом требования федерации постоянно повышаются. Клубы не сопротивляются, ведь за каждую звезду получают неплохое вознаграждение, отбивая таким образом часть затрат (в среднем по 4 млн евро ежегодно). Более того, федерация всегда приходит на помощь, если клуб хочет построить поле, манеж или новый корпус для детей, но не находит средств.
Результат не заставил себя долго ждать. Число молодых игроков в бундеслиге выросло почти в три раза, составив 15% от общего количества. Это позволило клубам сократить зарплатную ведомость до 38% от общего бюджета и тратить больше средств на трансферы, при этом уменьшая число легионеров. То есть покупать только высококлассных иностранцев. Этому способствует еще одно правило. "Легионеры обязаны играть только в первой и второй бундеслигах, — говорит Андрей Головаш, агент украинского нападающего "Фортуны" Андрея Воронина. — Другими словами, только в основных командах, никаких дублей". В итоге несколько лет назад в Германии даже отменили лимит на легионеров — за ненадобностью.
Развитие детского футбола, естественно, отразилось и на качестве сборной. Виктор Скрипник вспоминает, как в 2004 году наставник сборной Германии Юрген Клинсман обратил внимание федерации на то, что школы готовят кадры для других сборных. "Он предложил принимать детей эмигрантов только при условии выдачи им немецких документов. И федерация согласилась", — рассказывает тренер "Вердера". Сборная стала интернациональной — в ее составе можно найти турок, поляков, тунисцев и даже ганцев по происхождению. Но все они родились или выросли в Германии. Немцы просто собрали лучших своих воспитанников и разнообразили игру сборной. В результате за последние годы Германия выиграла чемпионаты Европы среди 17-ти, 19-ти и 21-летних.
Национальная сборная пока не добилась успеха. Но, судя по всему, это лишь вопрос времени: на Евро-2012 Германия оказалась самой молодой командой (средний возраст футболистов — 24,3 года), но считалась едва ли не главным фаворитом. "Можете представить, как будет играть это поколение, когда достигнет расцвета сил в футболе, то есть 25–27 лет", — намекает Скрипник на ближайший чемпионат мира – 2014.
Кризис в помощь
Фундаментальные изменения в механизме немецкого футбола совпали с подготовкой Германии к проведению чемпионата мира – 2006. Реконструкция старых стадионов и строительство новых обошлось в 1,5 млрд евро. Но вложения того стоили. Комфортные условия, безопасность и современный сервис на аренах привели к демографическому сдвигу — на стадионы массово пошли женщины и целые семьи, что значительно увеличило посещаемость. В 2004-м чемпионат Германии вернул себе лидерство в Европе, обогнав английскую премьер-лигу — на матчи приходило в среднем 37,5 тысячи болельщиков. С тех пор Германия никому не уступала первую строку, повысив посещаемость до 45 тысяч.
Казалось бы, финансовый кризис отразится на состоянии немецкого футбола. Но местная экономика пережила тяжелые времена лучше испанской, итальянской и французской. Болельщики не обеднели, продолжали тратить деньги на футбол и даже увеличили свои расходы на 7,5%. Это позволило немецким клубам не повышать цены на билеты, наращивая аудиторию. В свою очередь, огромное количество болельщиков привело к увеличению доходов по всем статьям. За десять лет совокупный доход немецких клубов вырос вдвое — до 2 млрд евро. 14 из 18 клубов закончили прошлый год без убытков. А чистая прибыль всего чемпионата составила 55 млн евро.
Сумма небольшая, но по сравнению с другими чемпионатами, которые вообще ничего не зарабатывают, ее можно считать блестящим результатом. Особенно, если учитывать, что бундеслига сбалансирована, то есть клубы получают примерно равные суммы от продажи рекламы, телеправ и билетов с атрибутикой. Тогда как остальные топ-чемпионаты слишком зависимы от телевизионщиков, отчисления которых составляют 50–60% клубных бюджетов. Если условия сотрудничества с телепартнерами вдруг изменятся, все команды окажутся в тяжелейшей финансовой ситуации.
Интересно, что успехи немецкого футбола в некотором смысле вынужденные. По законодательству одно лицо не может владеть контрольным пакетом акций клуба. Теоретически это лишь усложняет жизнь клубам Германии — им бы не помешали деньги Абрамовича или арабских шейхов. Но немецкий футбол только выиграл. Клубам приходится считать каждую копейку и искать новые способы заработка. "А в Германии это умеют, — говорит Скрипник. — Здесь нет мелочей. Они анализируют каждую деталь, не стесняются учиться у других стран и постоянно развиваются. К примеру, все, что я изучал в 2007 году, когда сдавал на тренерскую PRO-лицензию, сейчас уже устарело — никто так не работает, регулярно появляются новые методики".
Андрей Головаш тоже считает, что главная составляющая успеха немецкого футбола — продуманный подход. "Деньги важны, но они решают не все, — уверен агент. — В Германии создан механизм, позволяющий добиваться результата и без огромных вложений. Та же "Боруссия" добралась до финала Лиги чемпионов, не сделав ни одного громкого трансфера". Секрет этого механизма — в умении находить профессионалов высочайшего уровня и рационально распределять их в системе управления клубом. "Вот Ларс Риккен — воспитанник "Боруссии", выигрывал с ней Лигу чемпионов в 1997 году, "за заслуги" мог бы рассчитывать на высокую должность, но работает координатором по работе с воспитанниками клуба. Потому что у него это получается лучше всего, — приводит пример Головаш. — В руководстве клубов вы не найдете проходимцев или людей, работающих только ради денег, как это часто бывает в Украине".
Темпы развития и курс немецкого футбола позволяют и далее прогнозировать его успешное будущее. Ведь через год УЕФА запускает финансовый фэйр-плей — все европейские клубы обязаны тратить не больше, чем зарабатывают. "Разумеется, немецкие команды только выиграют от этого нововведения", — соглашается Головаш. А Виктор Скрипник добавляет: "Худшее, что может случиться, — местные клубы останутся на прежнем уровне". Похоже, эпоха "Барселоны", побеждавшей всех и вся на протяжении многих лет, не закончилась просто так. Каталонцев просто подвинули.
Сергей Болотников, Фокус