Труба зовет. Почему бессмысленно создавать украино-российский чемпионат по футболу
Ведущие украинские и российские футбольные клубы заложили первый камень объединенного чемпионата. Фокус называет пять причин того, почему эта идея бессмысленна
Этот совместный турнир еще раз доказал, что намерения "Газпрома" более чем серьезные. Россияне решили пойти в светлое будущее самым простым путем — купить его. Выделять ежегодно 1 млрд евро, чтобы по девять сильнейших украинских и российских команд воссоздали в некоем виде чемпионат СССР. Чьи-то амбиции, политические игры и ностальгия по прошлому оказались сильнее логики. Проблема в том, что такой путь — искусственный и ненадежный. Причем настолько, что проект до сих пор кажется нереальным.
Отсутствие поддержки УЕФА
Без разрешения Союза европейских футбольных ассоциаций никакого объединенного чемпионата не будет. Это главное препятствие для организаторов украинско-российского турнира. Они постоянно кивают на аналогичные проекты в хоккее (КХЛ) и баскетболе (ВТБ), искренне удивляясь, почему же подобное невозможно в футболе.
Но все прекрасно понимают, что позиции УЕФА значительно сильнее, чем международных федераций в тех видах спорта. Пять лет назад Платини сумел утихомирить G14, организацию топ-клубов Европы, грозивших созданием собственного закрытого международного турнира. Справиться с "Газпромом" ему не составит труда. Француз наверняка не хочет допустить появления нового возможного конкурента его организации. "Я не против объединения лиг, если это вопрос финансового спасения. Но это не про Россию, она очень сильна, — заявил недавно президент УЕФА. — Решать исполкому. Но я не сторонник этой идеи. Надеюсь, проведение объединенного чемпионата невозможно".
Единственное, что может изменить позицию Платини, так это договоренности на высшем уровне. "Газпром" в прошлом году стал одним из спонсоров Лиги чемпионов, а Григорий Суркис — вице-президентом УЕФА. Путь для политических интриг открыт. Суркис-старший уже косвенно поддержал идею объединенного чемпионата, назвав ее "формулой любви".
Противоречия финансовому фейр-плей
Через год УЕФА начнет жестко контролировать финансовую деятельность клубов —
они обязаны тратить не больше, чем зарабатывают. Для российских и украинских команд это огромная проблема, ведь они физически не могут зарабатывать много из-за слабой популярности футбола и низкой платежеспособности болельщиков. Финансовый фейр-плей — главный аргумент организаторов ОЧ. Они считают, что благодаря повышенному интересу к турниру и гигантскому призовому фонду клубам удастся соответствовать требованиям УЕФА.
Впрочем, даже сумасшедший ажиотаж не поможет клубам выйти на самоокупаемость. К примеру, полностью заполненный "Олимпийский" на всех матчах турнира принесет киевскому "Динамо" чуть больше 5 млн евро. Сейчас это позволило бы покрыть лишь зарплату двоих новичков команды — Ленса и Мбокани. Очевидно, что главным источником доходов станут призовые "Газпрома". Но газовый гигант в любой момент может перестать спонсировать турнир, что моментально его развалит. А главное — в таком подходе совершенно нет смысла. Клубы будут не зарабатывать, а получать деньги "из трубы". Ничего общего с финансовым фейр-плей, скорее наоборот, — именно с этим явлением борется УЕФА. Даже если "Газпрому" удастся превратить материальную помощь в легальный заработок клубов, логики не прибавится. Таким же путем Ринат Ахметов может обеспечить ликвидность "Шахтера" и без "Газпрома" — например, его канал "Футбол" станет платить клубу десятки миллионов евро за право на телетрансляцию, а среди рекламных партнеров команды вдруг появятся несколько дружественных СКМ компаний, которые обеспечат остальную часть доходов.
Риск потерять места в еврокубках
Более высокий и равный уровень команд в объединенном чемпионате приведет к значительному повышению конкуренции. Это должно помочь командам прогрессировать. Но украинские клубы не спешат принимать предложение. Несложно догадаться почему. Годами в нашем чемпионате создавалась структура кланов — топ-клубов и команд-сателлитов, которые их обслуживают. Сделано все, чтобы свести конкуренцию к минимуму и упростить себе путь в Лигу чемпионов. Естественно, никто не захочет разрушать эту систему и рисковать своим местом в еврокубках ради повышения зрелищности. Даже ради денег. Казалось бы, объединенный чемпионат сулит больше призовых, чем платит УЕФА, — можно вообще забыть о евроарене. Но, по сути, клубы не смогут воспользоваться этими средствами: чтобы выдержать возросшую конкуренцию, им придется тратить гораздо больше, чем сейчас. Расклад сил при этом не поменяется, ведь призовой фонд распределяется так, что бедные команды останутся бедными по сравнению с богатыми клубами, которые станут еще богаче. В конце концов, если бы владельцы команд ставили деньги на первое место, они бы давно бросили футбол —
выгоднее вообще ничего не тратить.
Позицию украинских клубов может изменить привлекательный формат турнира, а именно суммирование мест в еврокубках от каждой страны. Гендиректор оргкомитета Валерий Газзаев даже успел это пообещать: "В Лиге чемпионов сможет играть четыре команды (сейчас в самом престижном европейском турнире представлены по два клуба от чемпионата Украины и России. — Фокус), как и в Лиге Европы. То есть 8 из 18 клубов будут выступать в еврокубках". Но это самый оптимистический, скорее даже фантастический вариант. Президент УЕФА Мишель Платини не раз предупреждал: если объединенный чемпионат и возможен, то точно не в таком формате. Россия и Украина — все-таки не одна страна.
Неравный спортивный принцип
Проект объединенного чемпионата предполагает равное число участников от Украины и России лишь в первом сезоне. Затем две худшие команды вне зависимости от страны вылетают, а их место занимают победители первого дивизиона. Такой формат приведет к тому, что буквально через три года турнир превратится в чемпионат России с участием четырех украинских клубов. Ведь наша лига сравнима с российской лишь на уровне лидеров, середняки же и аутсайдеры гораздо слабее. Они будут занимать последние места каждый год и не смогут бороться за высшие позиции в первом дивизионе. Достаточно самого примитивного метода сравнения, чтобы убедиться в этом. Если составить турнирную таблицу из 18 сильнейших украинских и российских команд прошлого сезона по количеству набранных очков, то в пятерке худших окажется московский "Локомотив" и четыре наших команды.
Протесты болельщиков
Опросы на всех украинских спортивных сайтах показывают, что 60–75% болельщиков не хотят объединения чемпионатов. Российские налогоплательщики, чей миллиард евро собирается тратить "Газпром", тоже против — более 55–70%. Медиалаборатория PROPHET пошла дальше и проанализировала сообщения пользователей российского и украинского сегментов интернета с ноября по март. 66% отзывов — негативные. Радостно поддержали проект лишь 20%, при этом, как замечают социологи, "чаще всего это люди, далекие от футбола, просто испытывающие ностальгию по СССР". Еще 14% интернет-пользователей не возражали против объединения.
У организаторов ОЧ своя статистика — только 25% недовольных. А после объе-диненного турнира, матчи которого собирали по 30 и даже 50 тысяч зрителей, они еще больше будут уверены в своей правоте. И тому есть логическое объяснение. Болельщики не откажутся от родной команды из-за объединенного чемпионата, поэтому посещаемость вряд ли снизится. Но пытаться сделать социальный бизнес-проект при отсутствии лояльности к самому бренду удавалось немногим. Очевидно, бизнес-интересы — далеко не главная задача организаторов объединенного чемпионата.
Сергей Болотников, Фокус