Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Три в одном. Что можно увидеть на выставке работ Яна Фабра в Киеве

Три в одном. Что можно увидеть на выставке работ Яна Фабра в Киеве
На открывшейся в киевском PinchukArtCentre выставке работ известного бельгийского художника Яна Фабра зритель может одновременно получить шок, насладиться красотой и пройти исторический ликбез
000

Если бы деятелям современного искусства присваивали прозвища, бельгийца Яна Фабра можно было бы назвать «королём шока». Тот, кто в 2010 году посетил в PinchukArtCentre выставку «Сексуальность и трансцендентность», наверняка запомнил его инсталляцию «Фонтан света», где манекен, изображающий молодого Фабра в джинсах с расстёгнутой ширинкой, мощно эякулировал в потолок. При этом художник показал себя ещё и мастером контекста — вокруг манекена валялись надгробия с именами мыслителей прошлого и настоящего, намекая, что не в книжных знаниях надо искать истоки стремления к творчеству.

Художник, перформансист, правнук энтомолога Ян Фабр на открытии своей выставки в PinchukArtCentre

С тех пор Фабр стал старше, остепенился и прислушался к чувству прекрасного, которое живёт в нём, несмотря на все шоуменские выходки. Особенно это заметно на его открывшейся в PinchukArtCentre персональной выставке, состоящей из двух экспозиций — «Дань Иеронимусу Босху в Конго» и «Дань Бельгийскому Конго». Здесь Фабру удалось объединить вместе и шоковое воздействие на зрителя, и красоту, и острый социально-политический контекст.

Птица счастья. Разрушительный вестник рая, 2013, надкрылья златок, полимеры, чучело (птица-носорог)

Правда, для того чтобы почувствовать этот контекст, надо знать, что ещё недавно маленькая Бельгия была колониальной державой, владевшей богатым Бельгийским Конго (нынешняя Демократическая Республика Конго). Более того, до 1908 года Бельгийское Конго принадлежало лично королю Бельгии Леопольду II и управлялось им с невиданной даже в те времена жестокостью. Страна, которая по иронии судьбы называлась тогда Независимым государством Конго, должна была поставлять королю полезные ископаемые, слоновую кость, каучук и прочие богатства. За недопоставки дани сжигали деревни и жестоко наказывали, вплоть до убийств, местных жителей. И после того как Леопольд II продал Независимое Конго собственной стране и оно стало Бельгийским Конго, тут мало что изменилось. Символизирующие колониальные времена фотографии отрубленных кистей рук у «плохо работавших» рабов были сделаны сто лет назад именно здесь.

Представленные в PinchukArt-Centre произведения Фабра иллюстрируют одну из самых жестоких в новейшей истории страниц со всей полнотой. При этом художник использует ещё одно табельное оружие современного искусства — иронию. Рядом с шокирующими работами на выставке висит портрет Леопольда II и изображение брендов бельгийских фирм конца XIX — начала XX века, зарабатывавших на поставках из Африки. Эти бренды и прочие артефакты колониального прошлого (например, так называемые колониальные почтовые марки) в Бельгии до сих пор вызывают у части населения ностальгию, которая выглядит странно. Так, представляя свои работы, Фабр упомянул о том, что лишь пять-шесть лет назад бельгийцы узнали: клей на столь любимых ими «колониальных» почтовых марках делали из костей людей, умерших в Бельгийском Конго.

Горе родившемуся. Череп с яйцом рождения, 2013, надкрылья златок, полимеры, яйцо

При этом работы Яна Фабра в PinchukArtCentre очень красивы и необычны с технической точки зрения. Помимо 23 скульптур и двух масштабных триптихов, они представляют собой 36 мозаик, сделанных из надкрылий жуков-златок. Комбинируя тысячи надкрылий разных цветов, Фабр добивается игры света, характерной для классического фламандского искусства. (Как и положено политкорректному европейцу, жуков он не убивал, а надкрылья заказывал в заведениях общепита в тех странах, где златки как белковая пища являются традиционной частью меню.) Кроме того, по его словам, именно эти жуки часто встречались на картинах старинных фламандских мастеров как символ перехода от жизни к смерти.

Наказание за «лень». Череп с мачете (II), 2013, надкрылья златок, полимеры, железо, дерево

В этой перекличке с классикой открывается ещё один слой смыслов выставки Фабра, говорящего о «красоте жестокости» и «жестокости красоты» и отсылающего зрителя к Иерониму Босху. Как и в случае с Босхом, работы Фабра можно воспринимать по-разному. Несомненно лишь то, что у обоих этих жителей севера Европы присутствует одно необходимое художнику качество — талант.

Все в ад. Череп с ключом от ада, 2013, надкрылья златок, полимеры, железо

Сергей Семёнов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.