Не нужно вытирать Донбассу сопли, но и растоптать его нельзя, — Александр Кравцов, автомайдановец
Один из лидеров Автомайдана — бизнесмен и волонтер Александр Кравцов рассказал Фокусу о том, как появились украинские берцы, будет ли Майдана-3, и о своей любви к электрокарам
КТО ОН
Бизнесмен, волонтер, один из лидеров Автомайдана, физик, успешный бизнесмен, основатель проекта Patriboots, давшего украинской армии качественную отечественную обувь, фанат электромобилей
ПОЧЕМУ ОН
Необходимость создания новой модерной Украины воспринимает как личную задачу
Майдан мы начинали подростками
Как повлияло на тебя то, что произошло во время Майдана?
— Как мне кажется, я повзрослел. С каждым ударом по голове со стороны бойцов "Беркута" уходила романтика, приходило жесткое взросление. Майдан мы начинали подростками, сейчас находимся уже где-то на рубеже взрослой жизни. Все произошедшее тогда я принял, как Божье послание персонально мне и одновременно испытание. Я помню, что первый кайф получил именно в Оболонском РОВД перед допросом. Я ходил по коридору перед беркутовцами и разъяснял им свою точку зрения.
"Перевод стрелок" на русские танки каждый раз актуализируется, когда народ пытается спросить с власти: "Что сделано?" Нам каждый раз вспоминают, что ситуация тяжелая и нельзя расшатывать лодку"
Как они воспринимали?
— Я утверждал, что мы боремся за то, чтобы решение принималось законно, если сын вот этого конкретно сержанта "Беркута" попадет в ДТП, в котором замешан сын прокурора, а не на том основании, чей отец круче. Я апеллировал к равенству не как к философскому понятию, а к чему-то конкретному. И даже если не пробивал брешь в их стереотипах, находил уязвимые места. Они начинали понимать, что видят происходящее искаженно. Помню, в Мариинском парке, накинувшись на нас с кулаками, беркутовцы обвиняли, что мы хотим "резать беременных жен милиционеров".
Кажется, тогда в СМИ прошла информация о том, что семьи силовиков находятся под угрозой?
— Автомайдан наведался к Сергею Кусюку, командиру киевского "Беркута". По дороге мы развешивали его портреты и портреты избитых студентов. Да, мы действительно апеллировали к совести. Но, придя к дому, где живут его родители, никому не угрожали. Даже постеснялись повесить на их забор эти листовки.
Вернемся к стереотипам бойцов "Беркута".
— В их представлениях о Майдане правда смешалась с неправдой. Именно поэтому я находил слова, от которых они не могли просто так отмахнуться. Милиционеры-конвоиры между собой переговаривались: "За что их? Посмотри на их лица, какие они бандиты?" Я чувствовал, что мы для них — просто "разрыв мозга". Никого не били, не бросали коктейли. Были задержаны в своих машинах только потому, что "Беркут" решил отомстить за поездки к Кусюку и за блокирование их автомобилей. Эта история началась с того, что беркутовцы избили людей возле Святошинского суда и ехали писать протоколы в РОВД. Мы припарковались вплотную к их пазикам, чтобы поговорить по душам. Задать простой вопрос: зачем вы нас бьете? Мы были вооружены только мобильными телефонами и камерами. Не было даже щитов и касок. Их было 30. Нас 10, и мы просто хотели поговорить.
Что было после того, как ты попал в руки беркутовцев?
— Помню, в Оболонском суде я задремал на лавочке. А когда очнулся, показалось, что вижу Христа. Я не был одержим мистикой, но меня разбудил очень теплый голос. Пришел в себя — передо мной стакан воды (а я действительно очень хотел пить). Смотрю, стоит милиционер и говорит: "Уважаемый, слушай, пить хочешь?" Милиционера звали Саша, он стал на нашу сторону, увидев всю очевидную несправедливость. И я понял, что мы нужны там, где оказались. Вернувшись домой, я увидел, что моя семья не была оставлена людьми. И теперь, не дай бог, конечно, но я знаю, что тюрьма — это не конец. У меня нет страха перед системой. Есть страх, например, смерти. В нее если войдешь, уже не выйдешь. А сюда мы зашли и вышли. И заставили многих людей стать на сторону Майдана.
"Все будет хорошо, если сейчас в юношеской обиде на власть или на самих себя, мы прямо сейчас не кинемся "мочить" всех ментов и сбрасывать власть"
Будет ли Майдан-3
Революция продолжается?
— Если кого-то берут на работу, потом спрашивают, почему цель не была достигнута. Мне кажется, в Украине никто не хочет отвечать на этот вопрос, ссылаясь на внешние обстоятельства. "Перевод стрелок" на русские танки каждый раз актуализируется, когда народ пытается спросить с власти, что сделано. Нам каждый раз вспоминают, что ситуация тяжелая и нельзя расшатывать лодку. Подождите, а, может быть, мы все еще возле самого берега и можно выбросить за борт того, кто и весла не поднял? События в Мукачеве показали, что мы не удовлетворены властью. И главное не в том, замешаны ли лидеры Правого сектора в контрабанде, или борются с ней. Даже если и так, не нужно делать виноватым исключительно Правый сектор. Это организация, которая сейчас не у власти. А есть люди, которые ею облечены. И если они замешаны в противозаконной деятельности, то с них первый спрос. Это все непросто. Но лучше пусть раны открываются, не давая привыкнуть к болезни, как это случилось во времена Ющенко. Тогда мы разочаровались в лидере, сейчас на кону Украина.
Будет ли третий Майдан?
— Россия для нас враг номер один. Если, дай бог, она успокоится, народ начнет строить другую Украину. Вижу как бизнесмен, что молодые люди заряжены идеями, стартапами, — это энергия созидания. Но если ей препятствовать, она может стать энергией разрушения власти. Я не боюсь третьего Майдана. Не хочу его, потому что это трата энергии на разрушение, но не боюсь. Нельзя думать, что если мы сейчас критикуем Порошенко, это расшатывает лодку. Если во время Майдана-3 Путин решит зайти в Украину, мы объединимся против главного врага. Продолжение революции зависит от ситуации на фронте и от того, сможет ли наша власть меняться. Если новая полиция станет единственным изменением в структуре МВД, этого недостаточно. Если не начнутся изменения, власть не сможет контролировать наш протест. А мы будем протестовать, и это правильная здоровая реакция.
Александр Кравцов был жестоко избит за участие в акциях "Автомайдана" и две недели просидел в СИЗО / Фото:fakty.ua
Не все и не сразу
Чего ты сегодня боишься?
— Боюсь подростковых страхов нашего общества. Мы действительно проблемные подростки в Европе. Но если у нас будет стратегия развития, все получится. Да, возможно, будет нужна еще одна революция. Но она должна проходить уже с пониманием того, что нам делать дальше. Чтобы нами не манипулировали Россия, Запад, пятая колонна. Я чувствую, мы взрослеем. Все будет хорошо, если сейчас в юношеской обиде на власть или на самих себя мы прямо сейчас не кинемся мочить всех ментов и сбрасывать власть. Мы должны взрослеть и обязаны научиться планировать на годы вперед.
Что ты думаешь о проблеме Донбасса?
— Есть соблазн сказать, что Донбасс "ватный" и этим оправдать свое бездействие. Не нужно вытирать Донбассу сопли, но и нельзя его просто отрезать, забыть, растоптать. Мы не понимали проблем Донбасса, которые зрели не один день, не одну весну. Не нашли методы интегрировать Донбасс в Украину. А сейчас мы обязаны поднять и экономику. Чтобы донецкий брат, который ошибся, который нас возненавидел, вернувшись домой, не услышал осуждения. Чтобы мы закололи для него самого жирного быка, дали ему самую лучшую одежду. Сказали: садись рядом, будем пировать. Мой дом — твой дом. Но для начала нам следует переосмыслить эту проблему в самих себе. И нам нужно иметь и одежду, и быка. А не то, что мы сейчас имеем. Чуть лучше, чем в Донбассе. Это мерзость запустения.
Война на востоке — надолго ли она затянется?
— Кажется, нас готовят к новому Приднестровью. Это плохо. Но если не Приднестровье, то что? Наступление с нашей стороны? Оно возможно только как символическое действие. Думаю, в России уже запущен процесс изменений. Внутренние противоречия ослабят связь между оккупированной территорией и Москвой. Эта передышка, может, на год, на два, может, на полгода, но ею надо воспользоваться, чтобы запустить процесс реформ.
Ты бываешь в зоне АТО, что думают об этой войне солдаты, как они настроены?
— Солдаты злы на власть. Но как бы ни надеялись российские пропагандисты, наши солдаты не пойдут на Киев. Они не оголят фронты. Они злы, но, слава богу, сейчас есть другие инструменты давления на власть кроме бронепоездов, развернутых в обратном направлении. Они пишут заявления, приглашают журналистов, делают репортажи. Солдаты тоже нацелены на изменения внутри страны. Просто не дай нам Бог сорваться в юношеском максимализме желанием всего и сразу.
Почему солдаты злы на власть?
— Потому что им не дают нормально воевать. Их обстреливают чаще, чем они отвечают. Солдаты не хотят быть "терпилами" согласно минских договоренностей. Кроме того, существует проблема занятости личного состава. Да, на полигонах проводятся на учения, но в основном солдаты просто бездельничают. И они начинают пить. Армию нужно чем-то занимать. Если бы солдаты, которые сейчас там просто пьют, рыли окопы, у нас бы сейчас такие траншеи были, что ими можно было бы земной шар опоясать сто раз. Зачем держать армию здоровых мужиков, которые могли бы работать на экономику страну? В современном мире Майдан можно собрать за вечер. Подобные механизмы мобилизации могут быть эффективны и в армии. Достаточно держать 10 тысяч солдат, но быть готовыми мобилизовать за неделю миллион, а за месяц — десять миллионов. У нас 10 миллионов военнообязанных. И кто-то будет "валить" российские сайты, а кто-то сидеть на мостах в Черниговской области в полной готовности подорвать их при появлении тяжелой техники врага.
Насколько управляемо добровольческое движение?
— Проблема в отсутствии доверия между властью и добровольцами. Поэтому последние прячут оружие в карпатских лесах, а власть норовит каждого волонтера на выезде из АТО обыскать "до трусов". Просто разрешите людям, которые, например, отслужили, иметь оружие и быть готовыми защищать родину.
Мы будем строить свое
Что такое Patriboots?
— Этот проект вырос из волонтерства. Я с коллегами по батальону "Золотые ворота" закупал товары для армии за границей. И думал: вот мы покупаем в Германии берцы, но почему не можем сами производить их? У нас в стране кризис, а мы последние деньги отдаем за границу. Почему, зачем? Как-то встретил университетского знакомого, турка, выходца из Ирана. Оказалось, шьет у нас обувь. Он мне показал свой цех, и я поинтересовался: а военные берцы сможешь пошить? И привез ему американский образец. Через две недели он показал мне берцы, которые были на порядок качественнее того, что лежит на наших складах. Обсудили цену. Я выложил в интернет фотографии, мол, вот, классные украинские берцы, можем делать. В ту ночь мой Facebook был "порван" комментариями и личными сообщениями. Я понял, что мы наладим свое производство. Пришлось срочно настраивать пошив военной обуви, держать склад, учиться работать с заказчиками. Проблемой номер один была необходимость совместить волонтерский и бизнесовый подходы. У нас считается, что волонтеры должны отдать все родине бесплатно. Даже если ты волонтер-бизнесмен. И мы делали ошибки, было очень тяжело, но со временем научились балансировать между очень-очень низкой ценой и инвестициями в будущее. И нам удалось за зиму выйти в плюс. Мы тогда задали тон рынку. После нас пробудились от летаргического сна большие обувные монстры. И сейчас в Украине шьют прекрасную обувь для армии.
Еще одно твое увлечение — электрокары? Расскажи о ралли, в котором ты недавно принимал участие.
— Где-то год назад мы запустили проект ElectroCars, который занимается поставкой электромобилей в Украину, развивает инфраструктуру для них. Мы информируем потребителей, обучаем, проводим тест-драйвы, участвуем в разработке законов, которые будут способствовать продвижению электротранспорта на украинский рынок, развитию необходимой инфраструктуры. Ралли на электромобилях с нашим участием стартовало из Киева 3 июня этого года и закончилось неделю спустя в Монте-Карло. Мы показали Европе, что и в Украине есть люди, думающие о глобальном будущем, о проблемах экологии и экономической независимости страны. И, будем честными, электромобиль — это просто классно. Меня поймут те, кто хоть раз сидел в нем. После Майдана я искал идею, которая, объединив бизнес и энергию волонтерства, принесет пользу для страны. Я понял, что нашел ее, когда узнал, что электромобиль ничем не отличается от обыкновенного авто по комфорту, но по себестоимости передвижения в Украине — в 20 раз дешевле. Самое главное, "заправлять" машину можно на работе, в офисе, у соседа, можно в любом киоске попросить подключиться. Можно поставить солнечные панели и вообще быть полностью автономным. Это идея, за которой будущее.