Финны под Полтавой. Как скандинавские учителя проводили уроки в сельской школе

Фото: Ульяна Рудич
Фото: Ульяна Рудич

Одна из проблем реформы украинского образования в том, что по-новому учить детей и переучивать самих учителей нужно одновременно. Двое учителей из Финляндии попытались справиться с этой задачей за семь дней. Что из этого вышло, рассказывает Фокус

Работа учителя видна не сразу. Теоретики образования утверждают, что быстро чему-то научить ребенка невозможно. Это же касается и взрослых. Одна из основных проблем реформы украинского образования в том, что необходимо одновременно по-новому учить детей и переучивать самих учителей.

Справиться с этой двойной задачей пытается не только Министерство образования и науки (МОН), но и общественные организации. В частности, подразделение мирового движения EdCamp, которое работает над повышением квалификации педагогов. Эта организация запустила международный проект "ЕдМандри" — серию поездок украинских преподавателей в страны с передовыми системами обучения.

В декабре 2017-го группа украинских учителей побывала в Финляндии и Эстонии, где изучала, как работает финская система образования, которая в рейтинге World Economic Forum в 2016-м была признана лучшей в мире. А в этом году стартовал эксперимент под названием "Измениться за семь дней", в рамках которого уже финских учителей пригласили в Украину.

Среди школ объявили конкурс, и его победитель получил право принимать финнов. Ажиотаж был нешуточный — заявки подали 675 украинских учебных заведений: то есть каждая 25-я школа страны. Шесть экспертов провели отбор заявок. В полуфинал вышли четыре кандидата. В итоге победила общеобразовательная школа из села Трудолюб Миргородского района Полтавской области. А представителей трех школ-полуфиналистов — из Дрогобыча, Мелитополя и Кропивницкого — пригласили понаблюдать за экспериментом.

Финляндию в проекте представляла компания Lumo Education, занимающаяся популяризацией идей финского образования. В Украину приехали трое представителей компании. Эса Синивуори — учитель с 25-летним стажем, преподаватель английского, физкультуры и основ науки. Его коллега Кайсу Хелминен — учительница с 15-летним стажем, специалист по раннему образованию и особенным потребностям в образовании. С ними прибыл Дмитрий Науменко, региональный директор Lumo Education в постсоветских странах. Науменко — уроженец Черкасс, который живет и работает в Финляндии.

И вот, наконец, в конце февраля "финский десант" высадился в 7 км от Миргорода, в маленьком и очень настоящем селе — 208 дворов, 582 жителя. Автомобиль с иностранцами остановился у входа в школу.

Fullscreen

Песни и пляски. На линейке дети разучивали финский народный танец вместе с учителями из Финляндии

Село и люди

Школа в Трудолюбе большая, двухэтажная, рассчитана на 200 детей. В ранние 1990-е, когда была только построена, она заполнялась полностью. Теперь же половина здания закрыта — ради экономии. Сегодня здесь учатся 150 учеников, притом что кроме трудолюбовских приезжают дети еще из пяти сел.

Денег не хватает, да и требовать их особенно не с кого. Как рассказывает директор, взнос для родителей учеников составляет 100 грн в год, и еще 10 грн в неделю — на питание. Но даже эти суммы для многих семей неподъемны.

Но школа справляется и даже надеется получить статус опорной. Учителя показывают прекрасные результаты. Из 16 выпускников прошлого года десять (63%) учатся в вузах. Ненамного меньше этот показатель за всю историю учебного заведения — 47%.

В школьном дворе есть неказистого вида теплица. Там учителя и дети выращивают цветы и овощи. Рассаду продают односельчанам и вывозят на рынок в Миргород. Возле школы находится яблоневый сад, урожай с него заготавливают для столовой. Остатки, опять-таки, продают на рынке.

На входе — две таблички. На одной портрет и имя первого директора, на другой — учителя Петра Федоряки. Он воевал в 25-й воздушно-десантной бригаде, погиб 31 июля 2014 года под Шахтерском.

Петр Федоряка был еще и кузнецом. И "кузня Петра", где работают его коллеги по ремеслу и ученики, довольно известна. С мастер-классами по ковке дамасской стали местные мастера ездят в Израиль. В Миргороде каждое лето проводят фестиваль. И попутно куют семь солнечных часов — по числу кузнецов, погибших в АТО.

В школе Трудолюба работает фанат финского образования — это учительница математики и физики Валентина Федоряка (жена Петра Федоряки). Именно она с делегацией украинских педагогов съездила в скандинавскую страну, а затем подала идею об участии своей школы в эксперименте. Настольная книга Валентины — бестселлер Пасси Салберга "Урок финского". А еще в школьной библиотеке есть "уголок хюгге" (хюгге — скандинавское понятие, обозначающее уют. — Фокус): с удобными креслами, вкусным чаем, раскрасками и живыми цветами.

Кто кого ест

"Учитель — "игрок за кулисами" класса, он не навязывает ответы, которые нужно заучить, а задает правила, следуя которым ребенок учится сам"

В идеологии финского образования главенствуют социальный конструктивизм и обучение вместо преподавания. Иными словами, для финнов важна командная работа и умение общаться внутри группы учеников, а не соревнование между ними. Преподавание и обучение в данном контексте — почти противоположности. По мнению финских педагогов, учитель — "игрок за кулисами" класса, он не навязывает ответы, которые нужно заучить, а задает правила, следуя которым ребенок учится сам.

Все мы слышали о том, что life-learning, умение обучаться на протяжении всей жизни, — один из важнейших навыков. Поэтому финские учителя сфокусированы на детях и их способности учиться. В Финляндии для каждого ученика формируют индивидуальный план обучения, проверочные задания создают так, чтобы увидеть прогресс ребенка и — что особенно возмущает украинских учителей! — даже разрешают подсматривать ответы из контрольных с предыдущей недели.

Если говорить о методиках преподавания, то финны практикуют интегрированное обучение, когда одна тема прорабатывается с включением разных дисциплин. Также у финнов принято "со-учительство" — это когда двое или больше преподавателей совместно готовятся к урокам и проводят их: как для одного класса, так и для нескольких разновозрастных групп. Эти две педагогические методики особенно актуальны для украинских учителей — в частности, интегрированные курсы прописаны в законе о новой украинской школе.

В Трудолюбе Эса Синивуори и Кайсу Хелминен показали на собственном примере и интегрированные уроки, и соучительство. В эксперименте участвовали 4-й, 5-й и 6-й классы трудолюбовской школы. Оба финских учителя выбрали природоведение, но у каждого была своя тема, разбитая на два занятия.

Темой Кайсу Хелминен стала "Пищевая цепочка". Так как дети уже знали, что это такое, то учительница проверила знание и понимание терминологии. Выглядело это так: каждый в классе выбрал карточку с животным, прижал ее ко лбу и не подсматривал. А другой ученик должен был задавать наводящие вопросы об этом животном. Когда все догадались, то должны были найти для загаданного животного подходящих "партнеров" по пищевой цепочке.

Затем детей разбивали на команды, и они работали над разными заданиями — к примеру, на ощупь угадывали, какие животные спрятаны в мешке, кто из них кого ест, и записывали разгадку в тетрадях. На следующем уроке, также в группах, дети выбирали пищевую цепочку и лепили животных, в нее входящих. Для этого Хелминен привезла из Финляндии четыре килограмма полимерной глины.

Уроки Синивуори были о популяции птиц, о том, что нужно им для выживания, по каким законам меняется численность популяции. На этих занятиях было больше терминов — к примеру, травоядные, хищники, продуценты и консументы, организмы, которые производят органику и потребляют ее. Определения данных терминов учитель не формулировал сам, а выводил из обсуждения с детьми.

Работа учителя сложнее, чем кажется. Любая мелочь в поведении, отношении к детям сказывается на них впоследствии

На этих занятиях тоже были игры — пищевую пирамиду дети строили с помощью "камня, ножниц и бумаги". Кто выиграл – тот и "съел" противника и, соответственно, переместился на более высокий уровень пирамиды. Особенно веселой стала игра, посвященная теме изменения популяций птиц. Одни дети были птицами, другие — едой или кровом. Птицы должны были загадывать нужный им ресурс и хватать его. Кому не доставалось еды или крова, тот переставал быть птицей и переходил на сторону ресурсов. Так популяция увеличивалась или уменьшалась. Попутно дети считали количество птиц, рисовали графики и пиктограммы животных — благодаря этому игра закрепила еще и их навыки по математике и пространственному мышлению.

После этого финские педагоги вместе провели итоговый урок. Он был посвящен невиданному в украинском образовании явлению — самооцениванию. У нас знания детей оценивает учитель или родители, а финны предложили ученикам самим выставить баллы за пройденный с ними материал. Ученики и финские учителя расселись прямо на полу в холле школы, и детям пришлось ответить на вопросы из рабочей тетради — на сколько баллов они знают такие термины, как "пищевая цепочка", "популяция" и так далее. Также были вопросы о том, как они учились. Были ли сфокусированы? Было легко или тяжело? Часто ли отвлекались? Во время урока финские учителя не единожды говорили, что эти оценки — только для детей и их развития, что нужно быть честным, и если вы поставите себе плохую оценку, то ничего страшного не произойдет.

Столкновение культур

Работа учителя сложнее, чем кажется. Любая мелочь в поведении, отношении к детям сказывается на них впоследствии. В украинской школе многие вещи делаются даже не по традиции, а рефлекторно, и эти рефлексы стали особенно заметны, когда в Трудолюб приехали финны.

Вначале была линейка. Ряд детей против ряда взрослых, выступление школьного коллектива с песнями и танцами, торжественные речи. В ответ финские учителя предложили разучить веселый танец родом из их страны. И показали его. Дети сначала оторопело смотрели на финнов, а потом понемногу стали присоединяться.

Эксперимент в трудолюбовской школе был показательным — в том смысле, что на уроках кроме учителей и учеников присутствовали десятки зрителей. Это и переводчики (дети и учителя не знают английского), и фотограф, и журналисты, и местные учителя, и методисты из Миргорода. Поневоле зрители вносили в урок "правки" украинской школьной культуры. Когда Синивуори знакомился с классом, он каждому ребенку говорил "очень приятно", но эти слова остались без перевода, равно как и поощрения и благодарности вроде "спасибо", "ты абсолютно прав".

Fullscreen

На вырост. Школа в селе Трудолюб большая и просторная, рассчитанная на 200 учеников. Правда, сейчас там учится 150 детей

Зрители с галерки пытались руководить детьми. И, конечно же, галерка смеялась, когда дети давали нестандартные ответы на вопросы. Финский учитель спросил, почему люди не впадают в спячку. Среди ответов был такой: потому что у нас есть супермаркеты. И пока на галерке хихикали, учитель похвалил этого мальчика за оригинальное мышление.

Различия культур и образовательных систем были весьма заметны и по поведению детей. Украинские ученики — одиночки, которые не доверяют одноклассникам и ориентируются только на учителя. Когда финские педагоги задавали вопросы для обсуждения в группах, то дети тянули руки учителю и поначалу не понимали просьбы обсудить термин с соседями по парте. При выполнении письменных заданий ученики закрывали свои ответы и удивлялись просьбе делиться ими.

Отдельное интересное упражнение — как финские учителя подсказывают детям правильный ответ. К примеру, один из учеников не мог угадать орангутанга. И Синивуори ему сказал: "Это животное похоже на гориллу, они оба едят фрукты". А ученик сам выдвигал версии, кто это может быть, и догадался он быстро.

Украинских учителей эта технология "непрямых" подсказок поразила. Как говорила потом Валентина Федоряка, нашим учителям проще быстро дать правильный вариант и идти дальше. А еще больше их поразило то, что финны ни разу не сказали детям "ты не прав" или "это неправильно" в ответ даже на самые фантастические версии ответов. У нас это обычная реакция учителя, а финны предпочитают говорить "попытайся еще", "в следующий раз у тебя получится".

Мальчик Дима и финские учителя

Четвероклассник Дима старается сесть подальше от остальных учеников, на окружающих смотрит осторожно. По сравнению со сверстниками он маленький, низкий и щуплый. В мороз ходит в школу в летних кроссовках. На уроках финских учителей он не спешит, сначала смотрит на поведение других детей, но и не копирует их, а как бы остается сам по себе.

На первом уроке Хелминен Дима растерялся, не сразу понял новые правила. Когда нужно было угадывать животных на ощупь, мальчик надолго задержался у мешка. Учительница подошла к нему, чтобы помочь. Но Дима не понимает английского. Подхожу, перевожу. Оказывается, он забыл, какое животное нащупал, и стоит в отчаянии, голос дрожит. Предлагаю попробовать еще раз, и для Димы это открытие — оказывается, так можно. Он сует руки в мешок:

Отношения в системе образования финны называют "кругом доверия". Дети и их родители доверяют учителям, учителя доверяют детям и родителям. А также, что немаловажно, — Министерству образования

— Это осьминог! — и скачет к тетрадке записывать.

Потом на мои расспросы о Диме Хелминен осторожно сказала, что, возможно, у мальчика проблема с доверием и, вероятно, не очень хорошая ситуация в семье. Все верно. Его классная учительница рассказала, что у Димы есть сестра, она учится в этой же школе, в первом классе, у него есть отчим-алкоголик и мама, которая отказывается от помощи, хоть и не получает алименты. В школе Дима, бывает, привирает, но вообще он мальчик живой и любознательный.

На уроках с финнами каждый ребенок носил бейдж со своим именем. На Димином было написано Dmytro. Когда Синивуори знакомился с детьми, он спросил у мальчика, может ли называть его Димой. Тот подумал немного и согласился. А потом, на самооценивании, ответил учителям доверием и честностью. Финны сделали визуализацию оценок — прикрепили к полу листки с написанными цифрами от нуля до пяти. После того как дети проанализировали свою работу, они по каждому термину становились на ту цифру, которую себе поставили. Конечно, большинство выбрало пятерки. И вот в какой-то момент все стоят "на пятерке", а Дима — в одиночестве, со своей тройкой. В холле даже стало тише. Финский учитель подошел к нему, обнял, и Дима обрадовался тому, что он не один.

Круг доверия

Кроме, собственно, уроков финны также проводили тренинги с украинскими коллегами, анализировали происходящее, делились педагогическими техниками и опытом. После итогового урока у коллектива трудолюбовской школы был один вопрос: почему дети сразу доверились приезжим? Почему они так не доверяют своим учителям?

Синивуори политкорректно говорил об эффекте новизны, но, кажется, дело не только в этом. Сейчас в социальных сетях среди педагогов Украины идет яростная дискуссия — нужно ли любить детей или достаточно хорошо делать свою работу. Большинство учителей из Трудолюба высказались за любовь, но этот термин слишком расплывчат: можно любить всех детей и унижать конкретного ребенка. Финны осторожно относятся к такому сильному слову, как "любовь", у них своя формула отношений учителя и ученика — звучит она как "заботливое внимание". И они его проявили по отношению к украинским детям.

Надо отдать должное учителям из Трудолюба — они смогли посмотреть на свою работу "со стороны" и сразу увидели проблемы и недостатки. Как сказала Валентина Федоряка, им не хватает "ребенкоцентричности", заботливого внимания к каждому. А детям не хватает доверия друг к другу. Украинские учителя подхватили идеи об интеграции математики и биологии, украинского языка и рисования, немедленно начали строить планы о совместных и сдвоенных уроках, посвященных одной теме. И серьезно намереваются воплотить их в следующем учебном году.

Отношения в системе образования финны называют "кругом доверия". Дети и их родители доверяют учителям, учителя доверяют детям и родителям. А также, что немаловажно, — Министерству образования. Мы общались с финнами до их поездки в Украину, и некоторые мои вопросы ставили их в тупик: как родители могут не доверять учителям и корректировать ошибки учебного курса?

Финны ни разу не сказали детям "ты не прав" или "это неправильно" в ответ даже на самые фантастические версии ответов

В Финляндии на "куррикулум" (учебный план) согласны все, а у нас родители борются с глупостями из учебников. Недоверие на разных уровнях было очевидным и в ходе эксперимента в Трудолюбе. Директор школы рассказывал, что родители по поводу эксперимента высказывались в духе "в школе крыша протекает, а вы тут показухой занимаетесь".

Работницы методического кабинета засомневались в том, что "наполеоновские" планы трудолюбовских учителей можно реализовать. Ведь зарплату учителям считают по индивидуально проведенным занятиям, а что же делать, если они урок вдвоем проводят? Еще контраргументы — в украинских школах есть санитарные нормы, урок должен длиться только 45 минут. Да и программа крайне насыщенна, нельзя вот так медленно учить детей, иначе план не выполним.

Но все же Трудолюбу повезло: учителя горят энтузиазмом, их всецело поддерживают директор школы Виктор Кульченко и завуч Наталья Кот, готовые и время урока передвинуть, и к тарификации гибко подойти. В целом в сельской школе, в отличие от городских, легче внедрять такие изменения, ведь коллектив небольшой и детей меньше. А доверия друг к другу больше.