Сильно умные, - Фокус выяснил, как живется украинским вундеркиндам

Их считают будущей элитой нации и единственной надеждой на светлое будущее. Перед началом учебного года Фокус узнал, чем живут юные гении

"Сорок процентов школьников с плохой успеваемостью имеют намного более высокий IQ, чем отличники, – утверждает директор Института одаренного ребенка Владимир Камышин. – Наша система образования построена так, чтобы нивелировать уникальность, причесать всех под одну гребенку. Потому многим одаренным детям скучно в школе. Скучающие школьники с высоким IQ – "законсервированный" потенциал нации". К счастью, бывают и исключения: творческие способности вундеркиндов не может вытравить даже наша средняя школа.

Сами себе гении

1 сентября за школьную парту впервые сядет Денис Куненко. Будущий первоклассник бегло читает, оперирует в уме шестизначными числами и имеет четвертый разряд по шахматам. С помощью специальных методик мама Дениса начала усиленно развивать его способности уже в трехмесячном возрасте. В три года мальчик научился читать. "Денис хорошо знает географию и помнит, как выглядят флаги более сотни стран. У него уникальная визуальная память, как будто в голову встроена фотокамера", – рассказывает мама вундеркинда. По ее словам, бремя гениальности ребенок не ощущает и не задумывается о своей исключительности – просто делает то, что ему нравится. Среди прочего увлекается футболом, как и большинство его сверстников.

Вундеркинды постарше – 14-летние братья-близнецы Николай и Леонид Тузенко из села Балановка – два года назад участвовали в Международной олимпиаде по математике, проходившей в Париже. Из столицы Франции привезли золотые медали. К слову, серебряные получили ученики 4-го класса из винницкой школы №34.

"Мы ездили заниматься математикой к преподавателю за 160 километров от нашего села, в Винницу", – вспоминают близнецы. После победы на олимпиаде жить стало легче – ребят пригласили в престижный математический лицей при университете им. Шевченко.

О взятии Парижа юные самородки рассказывают с явным удовольствием: "Мы набрали одинаковое количество баллов, хотя некоторые задачи решили по-разному. Мы разделили первое место, и организаторам олимпиады пришлось срочно заказывать дополнительную золотую медаль, на двух победителей они не рассчитывали".

Родителям Николая и Леонида часто приходилось силой отрывать ребят от книг. "Свое мы все равно наверстывали, – смеются братья. – Идешь пасти коров, берешь с собой учебники и сидишь на лугу, решаешь задачи". Из Франции парни вернулись героями. А в прошлом году получили премию "Гордость страны" в номинации "Рекорд года".

Рисовать и оживлять

До того как заняться анимацией, 10-летняя Вера Шита пробовала себя в рукоделии, танцах и борьбе. Метания закончились два с половиной года назад в детской анимационной студии "Крок", принесшей Украине более 500 наград мировых конкурсов. Среди них золотая медаль от UNICA – Федерации некоммерческого кино в составе ЮНЕСКО, Гран-при Берлинского международного кинофестиваля, норвежский "Оскар" и другие. Несколько фильмов студии занесены японскими кинокритиками в коллекцию лучших анимационных лент мира.

С кинофорума Festival Der Nationen в Австрии команда юных отечественных режиссеров привезла домой "Золотого медведя". Главный приз фестиваля одаренные дети, в числе которых была и Вера, получили за мультфильм "Как я стал аниматором". Успех окрылил девочку – сейчас она готовит собственный пластилиновый мультик о красной лошадке. "Сначала я хотела делать рисованную картину, но потом решила лепить, пластилиновые фильмы выглядят ярче", – делится Вера. Ее наставники, руководители "Крока" Юрий и Светлана Ивановы, уверены, что секрет успеха студийцев в трепетном отношении педагогов к каждому ребенку: "Мы учим их все делать руками, не торопим со сроками, не допускаем излишней компьютеризации – творчество нельзя пускать на конвейер".

"В мультфильме не так важна правильность прорисовки персонажей, – на свой лад соглашается со взрослыми Вера. – Самое главное дать свободу своим фантазиям, идеям".

Визуализацией фантазий и образов успешно занимается еще один винницкий вундеркинд – 12-летний художник Костя Сапун. Любит рисовать картины, связанные с историей. Воображения, как и таланта, Косте не занимать – например, казацкую крепость Бушу он когда-то писал не с натуры, а со слов учительницы. Помимо живописи юный художник занимается гончарством и созданием панно. "Для этого пускаю на лоскуты одежду из секонд-хенда, которую мы выбираем вместе с бабушкой", – рассказывает юное дарование. В марте у Кости состоялась персональная выставка в столичном Музее декоративно-прикладного искусства. Творчество столь юного автора эти стены видели впервые. "Рисовать я начал в два с лишним года, читать – в три", – откровенничает вундеркинд. В раннем развитии Кости большую роль сыграла бабушка-филолог: беглое чтение газеты, за которым однажды застукали трехлетнего Константина, стало для его мамы полной неожиданностью. Дальше – больше: учебу в школе Костя начал со второго класса, а в прошлом году окончил седьмой класс физико-математической школы вместо положенного в его возрасте пятого.

Свои среди своих

В прошлом году 16-летний Дмитрий Ксензовец участвовал в конкурсе "Intel Эко-Украина", который проводила компания Intel. Все изобретения юного физика запатентованы. "Одно из моих исследований посвящено использованию эквидистантного маятника для мотивации младших школьников к обучению", – поведал Фокусу Дима. На конкурсе к изобретателю подошли представители компании, занимающейся производством инвентаря для научных кабинетов. Сказали, что хотели бы поставить производство на поток, обещали скоро связаться с Димой и обсудить подробности.

Еще один вариант получения пользы от маятника – использование его в медицине. "Если прикрепить к грузам лампочки, подвести к ним электричество и запустить устройство в работу, у человека, который смотрит на него, будет улучшаться зрение. Окулисты это подтвердили", – рассказывает юный физик. На вопросы об истории изобретения прибора отвечает с энтузиазмом: "Все получилось спонтанно! Дома висели подвешенные маятники, по комнате пробежала кошка и зацепила их. Маятники закачались, я посмотрел на это и подумал: а что если сделать, чтобы они двигались по определенному принципу?"

На вопрос, помогают ли спецшколы раскрытию талантов, Дмитрий отвечает утвердительно: "Я учусь в лицее "Лидер". Здесь материальная база лучше, чем в обычной школе, нагрузка интенсивней, все ученики одаренные, высокий уровень требований. Если бы не наши преподаватели, не знал бы ни о конкурсе, ни о существовании Малой академии наук". Сложностей в общении с бывшими одноклассниками из обычной школы Дима не испытывал: "Со мной стремились дружить. И не для того, чтобы списать при случае, а из уважения к моим способностям".

"Пользу от спецшкол я считаю спорной, – не соглашается с вундеркиндом г-н Камышин из Института одаренного ребенка. – В элитных учебных заведениях детей натаскивают на хорошую успеваемость и поступление в вузы. А после их окончания и получения красных дипломов многие бывшие вундеркинды не находят себя в жизни, достигают меньших успехов, чем однокашники. Это данные мониторинга".

Выход из ситуации Владимир Камышин видит в обучении наставников одаренных детей правильному обращению с подопечными. "К осени откроем по всей Украине курсы для родителей и учителей, – обещает он. – С их расписанием можно будет ознакомиться на сайте института".

Елена Скачкова, Фокус