Сами с хитами: как стать популярным сетевым исполнителем
Благодаря интернету путь музыкантов к славе стал намного короче и проще, главное – иметь хоть немного таланта, задора и обладать чувством юмора.
Еще полгода назад никто понятия не имел, кто такая Сьюзан Бойл. Сегодня большинство посетителей всемирной паутины знают, что 47-летняя домохозяйка Сьюзан – это новая британская звезда мирового масштаба. Ее исполнение арии I Dreamed a Dream из мюзикла Les Miserables на популярном шоу Britain"s Got Talent ("У Британии есть талант"), выложенное в YouTube, просмотрело за несколько месяцев более 80 млн. человек, а готовящийся к выходу дебютный альбом занял 1-е место в продажах крупнейшего интернет-магазина Amazon.com за несколько недель до своего выхода. Успех пожилой британки – лишь подтверждение тенденции последних лет: сегодня, чтобы стать знаменитым музыкантом, не обязательно находить продюсера, платить за ротации на радио и телевидении или несколько лет играть по клубам. Достаточно выложить в YouTube ролик со своей песней. Таким образом за последние годы сетевыми знаменитостями стали украинец Валентин Стрыкало, россияне Петр Налич и Николай Воронов, литовка Алина Орлова и многие другие.
Играйте, и вас услышат
Не последнюю роль в популярности знаменитостей играет элемент фрик-шоу (фрики – субкультура, экзальтированные представители которой намеренно изображают сумасшедших, игнорируют общепринятые поведенческие нормы. – Фокус). Иными словами, чем забавнее и талантливее запись, тем больше шансов на то, что интернет-пользователи заинтересуются ею и начнут пересылать друг другу. "Людям нравится, что есть кто-то, кто смешнее, чем они сами", – объясняет причины популярности Налича, Воронова и Стрыкало российский музыкальный критик Артемий Троицкий.
Дорогу сетевым исполнителям проложил в 2007 году 26-летний россиянин Петр Налич – он выложил в YouTube самодельный клип на собственную песню Gitar. Незамысловатый текст в духе Gitar, gitar, gitar, gitar, come to my buduar и Jump to my yaguar вкупе с сумасшедшим акцентом а-ля Борат привел в восторг юзеров, которые немедленно принялись его тиражировать. В итоге за два года жизни ролика в сети его посмотрели более 2 млн. человек. Сам же Налич обзавелся группой, менеджером, администратором, 9-страничным райдером и успешно гастролирует по лучшим клубам России и ближнему зарубежью. "Эта история – отличный сюжет для комедии. Хулиганская, дурацкая песня, которая неожиданно оказалась всем нужна. Эту историю можно продолжать, главное – не потерять кураж", – считает Петр Налич.
Начинание Налича перехватил юный талант Николай Воронов. Песня этого 17-летнего юноши "Белая стрекоза любви" произвела среди пользователей интернета настоящий фурор. Неистово колошматящий по клавишам синтезатора ботан-очкарик стал знаменитым и в России, и в Украине. "Я, конечно, удивлен, когда вижу, до каких масштабов все дошло. Помню, мне одноклассники на встрече сказали, что слышали "Стрекозу" на сайте fishki.net. Я про это узнал, когда было уже больше тысячи просмотров", – до сих пор недоумевает сам Воронов. Славы молодому музыканту прибавила и украинская поп-группа Quest Pistols. Артисты так вдохновились просмотром ролика Николая в YouTube, что решили записать "Белую стрекозу любви" в собственной аранжировке. В результате клип, в котором снялся и сам автор композиции, собрал в том же популярном видео-сервисе больше 800 тыс. просмотров. Сегодня Воронов имеет многотысячную армию фанатов, у него есть свои продюсер и менеджер.
А вот нашего соотечественника Валентина Стрыкало, который стал известным благодаря всемирной паутине, продюсеры и музыкальные критики считают действительно талантливым музыкантом и прочат ему большое будущее. Хотя в свое время юноша выложил в сеть не серьезное музыкальное произведение, а серию стебных видеообращений в адрес нескольких популярных поп-музыкантов. Юрий Каплан (так на самом деле зовут Валентина Стрыкало) выбрал для своих песенных обращений образ стеснительного и немного придурковатого парня, а тексты были настолько смешными, что интернет-общественность просто не смогла оставить эти трэш-ролики без внимания. Например, в видеообращении к Диме Билану Стрыкало во всеуслышание заявляет "Все решено, мама, я гей!" и просит артиста поддержать его материально. В результате – сотни тысяч просмотров, тысячи восторженных комментариев и многочисленные выступления в клубах. Правда, концерты Юрий дает не в образе Стрыкало, а вполне серьезные – у молодого человека есть своя инди-группа InShe.
Одни на миллион
"Фактор места, времени и публики делает все это популярным. Есть социальная усталость от глянца, гламура, китча, всем захотелось чего-то повседневного, сделанного на коленке. Это не стопроцентная реальность – Коля не шизик. И Стрыкало не Валентин, а человек с другим именем. Это своего рода игра", – объясняет причины, по которым знаменитостями становятся простые ребята, продюсер Николая Воронова и Валентина Стрыкало Александр Зенько. Его коллега Елена считает, что раскрутка исполнителя через интернет – совсем не технология, а звезды, ставшие известными благодаря YouTube, это исключения из правил. "Ведь очень многие, миллионы сегодня выкладывают в сеть свои ролики – все хотят прославиться, повыпендриваться, показать себя. Но знаменитыми становятся единицы. И вот эти единицы – действительно талантливые люди", – рассказала Фокусу Елена.
Зато перспективы у сетевых звезд – более чем радужные. По словам пиар-менеджера, у молодых людей, пробившихся к славе через интернет, появляются огромные возможности – они попадают в поле зрения профессионалов, получают контракты и приглашения выступать. Николай Воронов сейчас записывает на мейджор-лейбле уже второй альбом, а приглашения выступить в клубе или на корпоративе сыплются на него, как из рога изобилия. Однако несмотря на вполне ощутимый успех и громкую славу сетевые звезды не намерены прекращать выкладывать ролики в интернет. Например, Петр Налич считает, что людям так удобнее знакомиться с новыми песнями, поскольку они изначально уже привыкли к тому, что видят своих любимцев в YouTube, а если им понравятся и новые произведения, то они пойдут и купят альбом на компакт-диске.
Ирина Навольнева, Фокус