Расизм в Украине: закон и статья есть, посаженных расистов нет

В Украине ужесточили наказание за расизм, но правозащитники считают, что расистских преступлений меньше не станет

Председатель Нигерийского землячества Аники Джонсон не скрывает восторга: наконец-то в Украине приняли закон, который ужесточает наказания за преступления, совершенные на почве расовой, национальной и религиозной ненависти. "Мы все ждали этого! – радуется Джонсон – Проводили демонстрации возле парламента, писали в СБУ и МВД".

Не скинхеды, но хулиганы

Африканцы, торгующие секонд-хендом возле столичной станции метро "Шулявская", эту новость восприняли куда сдержаннее и обсуждают ее неохотно: они явно устали от внимания журналистов. Рынок, прозванный киевлянами Шулявским Гарлемом, неоднократно сгорал дотла в результате поджогов, здесь устраивали митинги ультраправые организации, участники которых проверяли патенты у чернокожих торговцев, а этим летом один из старейшин толкучки – нигериец Джулиус Эзике был застрелен в упор. Как заключили эксперты, из самодельного оружия. Похоронная церемония превратилась в антирасистскую акцию: за телом Джулиуса к моргу отправились около трехсот африканцев, они скандировали "Аллилуйя!" и "Стоп расизму!", а некоторые участники шествия в знак протеста легли на проезжую часть, из-за чего на дороге образовался затор. Милиция рассматривала несколько версий убийства, но мотив расовой ненависти исключила сразу.

Аники Джонсон из Нигерийского землячества убежден, что гибель Эзике – дело рук фашистов, однако позиция стражей порядка его не удивляет. В Украине подавляющее большинство нападений на чернокожих квалифицируются как бытовые преступления, а не целенаправленные атаки скинхедов.

Резкий скачок расистской преступности произошел три года назад: в октябре 2006 г. мониторинг Конгресса нацио­нальных общин Украины зафиксировал 16 нападений на "цветных" иностранцев (в двух случаях со смертельным исходом), а в 2007-м – уже 86 нападений (пять смертей). С тех пор тренд неутешительный, правда, Аники Джонсон отмечает, что в этом году стало спокойнее. "Иностранцы теперь более осторожны, – объясняет он причину, – передвигаются группами, по возможности на такси. В общем, следят за своей безопасностью".

Статьи-невидимки

"Думаю, толчком для принятия закона послужило не только внутреннее, но и международное давление", – считает Джонсон. Такое давление действительно было: в мае Европейская комиссия против расизма и нетерпимости высказала свое возмущение тем, что в Украине на протяжении последних лет не ужесточили законодательство, касающееся расистских преступлений (речь, в частности, шла о поправках к ст. 161). Кроме того, со стороны правозащитных организаций на власть постоянно сыпались обвинения в бездеятельности. Правда, и теперь, когда законы ужесточили, правозащитники не разделяют восторга Джонсона. "Нас беспокоит, что в Украине сложная процедура использования статьи 161 (применять ее может только прокуратура. – Фокус), из-за чего эта статья не работает, – говорит Хэза Макгилл, исследователь из международной организации Amnesty International. – Мало иметь закон, нужно, чтобы он работал".

Ужесточать санкции вообще бесполезно, ведь 161-я статья сформулирована так, что применить ее практически невозможно, убежден Владимир Яворский, исполнительный директор правозащитной организации Украинская Хельсинская группа. "Статья предусматривает наказание за умышленные действия, поэтому доказать вину можно лишь в случае, если обвиняемый сам признается, что совершал преступление с целью дискриминировать личность, – говорит г-н Яворский. – По 161-й статье за всю историю ее существования осудили не более десяти человек. Причем пятеро из них состояли в одесской ультраправой группировке, не скрывали своих убеждений, так что доказать расистский мотив их преступления не составило труда". Координатор проекта "Без границ" Максим Буткевич тоже считает, что изменения в Уголовном кодексе ужесточают наказание за расизм только на бумаге. "Есть статьи 161-я и 67-я (обстоятельства, отягощающие наказание; пункт 3 – совершение преступления на почве расовой, национальной или религиозной вражды или раздора. – Фокус). Обвинение и суды должны учитывать отягощающие обстоятельства, но они этого почему-то не делают".

Автор закона №2281-1 народный депутат Тарас Чорновил, соглашается: мол, воздействовать на ситуацию действительно трудно, поскольку выбор уголовной статьи – полномочие следователя, и если нет явных причин для другой квалификации дела, то повлиять на следствие может только прокурорский надзор. "На МВД рассчитывать не приходится, – подчеркивает г-н Чорновил. – Если у нас министр внутренних дел после очередного убийства на расовой почве заявляет, что не позволит превратить Киев в Шанхай, то о чем можно говорить?"

Черные хроники

В последние годы нападения на азиатов и чернокожих чаще всего квалифицировались милицией как хулиганство

23 апреля 2007 г.
В 22.00 кореец Еонг Квон Канг вышел из супермаркета возле своего дома в Голосеевском районе Киева. Четверо пьяных напали на него и били ногами до тех пор, пока не размозжили голову. Квон Канг скончался от полученных травм в больнице. Всех подозреваемых задержали еще до смерти корейца. Им предъявили обвинения по ст. 121, ч.1 (тяжкие телесные повреждения) и ст. 296 (хулиганство). Этот факт возмутил корейское посольство. Консул Южной Кореи заявил, что в Украине "не очень суровое отношение к расизму, что небезопасно для ее репутации"

10 января 2008 г.
На автобусной остановке возле станции метро "Шулявская" на гражданина Ганы Чарльза Асанте-Ебоа, директора киевского Африканского центра, напали 10 парней в возрасте от 16 до 25 лет. Чарльза били металлическими прутами и бутылками, а затем несколько раз полоснули ножом по голове. Милиция задержала четырех подозреваемых, но сразу исключила расистский мотив, посчитав, что злоумышленники покусились на дипломат африканца.

19 февраля 2008 г.
Днем в районе метро "Шулявская" на гражданина Нигерии Даниэля Осаемора напали трое, один из них ударил африканца ножом в грудь. Ранение оказалось несмертельным, и Даниэль дал отпор нападавшим. Позднее на нигерийца завели дело по обвинению в хулиганстве. Расистских мотивов в нападении на него следователь не усмотрел.

28 марта 2008 г.
Нигерийца Генри Асимоту, выходившего из троллейбуса возле столичной станции метро "Лесная", ударили ножом в грудь. Несмотря на большую потерю крови, ему и еще одному пассажиру удалось задержать двух нападавших. Следователь квалифицировал преступление как хулиганство.

Евгений Сафонов, Фокус