Революция сдалась. Почему Куба пошла на мировую с врагом номер один

Фото: Getty Imades
Фото: Getty Imades

Остров Свободы отбросил гордость, чтобы победить бедность

Related video

Пример идеологической стойкости, Куба, расположенная в 145 километрах от "оплота мирового империализма", выстояла в годы холодной войны, пережив заговоры и покушения на своего легендарного лидера. А вот в относительно спокойные годы, когда на нее, в общем, махнули рукой, дала слабину. Она просто потеряла прежний революционный задор и силу. Шутка ли — нынешнему главе государства Раулю Кастро 84 года, а его знаменитому брату 89. Символично: день рождения Фидель отметил накануне поднятия флага над американским посольством в Гаване.

Спасибо папе

Любители статистики не поленились и выяснили, что до Джона Кэрри госсекретарь США последний раз был на Кубе в 1945 году. Кэрри приехал на церемонию поднятия флага вместе с тремя стариками — бывшими морскими пехотинцами, которые в 1961 году этот флаг опускали. Разрыв дипломатических отношений произошел из-за национализации марксистским правительством американских предприятий.

Fullscreen

Кубинцы с большим энтузиазмом отнеслись к примирению с США,
они устали от изоляции

До последнего времени дипломатические контакты осуществлялись Кубой и Штатами через третьи страны. Так, в Гаване американскими делами был занят специальный отдел в посольстве Швейцарии.

Фактическое открытие посольства состоялось 20 июля, а визит госсекретаря — результат незаметных долгих усилий сторон. Огромную роль в налаживании диалога США и Кубы сыграл Ватикан и его глава — папа Франциск, выходец из Латинской Америки. Его знание местной специфики таково, что после встречи с ним Рауль Кастро заявил, что не исключает для себя возвращения в католицизм. С июня 2013 года в Канаде начали проходить не афишировавшиеся встречи американских и кубинских официальных лиц при посредничестве посланцев понтифика. В декабре 2014 года Барак Обама и Рауль Кастро выступили одновременно, объявив о грядущем восстановлении дипломатических отношений.

Но это только начало пути: за полвека ссоры накопилось огромное количество препятствий, которые предстоит, если будет на то дальнейшая воля, преодолеть. Обама уже исключил Кубу из списка стран, поддерживающих терроризм, и отменил часть запретов на поездки американских граждан на остров. Но масса взаимных ограничений продолжает действовать, включая торговое эмбарго. Кэрри пообещал, что в сентябре работа по улаживанию спорных вопросов с кубинцами продолжится. Тогда же на острове ждут и миротворца — папу Франциска, который в ходе большого турне посетит и США. В общем, дело тронулось. В СМИ даже просочилась информация о том, что Обама намерен нанести визит на Кубу до окончания своего президентского срока.

Уехать к Обаме

Сказать, что кубинцы готовы к переменам, — ничего не сказать. В марте социологическая служба Bendixen & Amandi провела опрос, давший удивительные результаты. 97% жителей острова считают, что нормализация отношений с США пойдет Кубе на пользу. Хорошего мнения об Обаме и папе Франциске придерживаются 80% опрошенных, о Рауле — 47%, а о Фиделе только 44%. Как говорится, приехали. Столько лет идеологической накачки — коту под хвост. О компартии негативно отозвались 58%.

Хотя народ настроен оптимистично и ждет скорых перемен, при случае 55% предпочли бы уехать и жить в США, на вражеской, выходит, территории. Еще 28% желают осесть в Европе или Канаде. Братскую Россию выбрали, вот странно, лишь 2%.

Среди молодых людей до 35 лет уехали бы 69%, предпочитая местным переменам попытку встроиться в уже налаженное чужое общество. Возможно, это связано с тем, что мало кто верит в последующие политические перемены. Коммунистов не любят и не ожидают, что те так просто отдадут власть. Но и по-старому уже не будет.

Fullscreen

Фидель и Рауль Кастро. Время когда-то молодых и энергичных барбудос — революционеров-бородачей позади

Еще не perestroika, но…

Современная Куба — детище Фиделя Кастро, и все ждали его реакции на восстанавливаемый со Штатами мир. Бородач лишь пробурчал, что страна не отойдет от своих принципов, и вообще — американцы должны Кубе уйму денег, недополученных из-за эмбарго. Те, в свою очередь, насчитали миллиарды за конфискованную во время революции собственность. После того как Фидель уступил в 2008 году власть брату, он уже тут мало что решает.

Рауль Кастро еще раньше заявлял, что намерен в 2018 году уйти на отдых. В неофициальных преемниках ходит его 55-летний заместитель по Госсовету, бывший министр образования Мигель Диас-Канель — человек на первый взгляд не очень блестящий, но блеснувших подозрительные братья быстро убирают из власти.

Надо отдать должное Раулю, этот непопулярный на Кубе лидер начал активно искать возможности передать страну следующему поколению руководителей не в ее нынешнем запущенном виде. Это упрямый старший брат когда-то назвал горбачевскую перестройку "чужой женой" и отказался иметь с ней дело. Младший стал потихоньку менять страну. Добился от России списания 90% огромного, в $35 млрд, долга. Договорился с Венесуэлой о бесплатных поставках нефти, взамен отправляя сахар, врачей и спортивных тренеров. Понемногу либерализовали частное предпринимательство. Еще не так давно частным кафе было запрещено иметь больше трех столиков с четырьмя стульями за каждым. Сейчас около 20% рабочих мест в стране — в частном секторе. Правда, никто не в состоянии оценить масштабы теневого предпринимательства: на государственную зарплату, в среднем составляющую $20–25 в месяц, не разгуляешься, даже при почти бесплатной коммуналке и раздаче некоторых продуктов по карточкам.

Экономист Марино Мурильо, которому поручено провести "обновление" (это официальный термин) народного хозяйства, продолжает говорить, что командные высоты в экономике останутся за плановым социалистическим хозяйством. При этом, по его словам, требуется не менее $2,5 млрд иностранных инвестиций в год, чтобы добиться необходимого роста в 5–7%. А что тут выдумывать, когда в 45 минутах лету источник огромных денег.

Fullscreen

Бывшего министра промышленности Кубы и ярого врага Белого дома тут по привычке чтут. Но не за его достижения на министерском посту

На низком старте

Когда американцы спустя полвека с лишним стали осваивать свое бывшее посольство, там, говорят, на стенах еще висели календари 1961 года. Все, кто посещал Кубу, отмечают, что она будто застряла в том времени: десятки лет не ремонтированные фасады, древние американские авто, к которым днем с огнем не отыскать запчастей. Даже гордость Кубы — медицина пользуется оборудованием 30–40-летней давности. Рынок страны с 11 миллионами хорошо образованного, но отрезанного от современности населения — бездонный.

Неудивительно, что при первых признаках нормализации сюда бросились американские компании. Google предложил в короткие сроки охватить остров бесплатным интернетом. С телекоммуникацией здесь вообще беда: лишь 60% кубинцев имеют мобильные телефоны, и только 5% могут пользоваться неограниченным цензурой интернетом. Гугловская прыткость вызвала подозрения в том, что с помощью Сети США покусятся на революцию, и кубинское правительство будто бы предпочло договариваться с китайцами, имеющими опыт контроля интернета. Между тем голод на новое такой, что гаванцы, например, готовы платить огромные для них $2,5 в час за доступ к Wi-Fi в открытых недавно 35 точках.

На острове уже побывали представители авиакомпании Jetblue, фармацевтического гиганта Pfizer, вездесущего MasterCard и даже поставщики телепродукта Netflix. А Airbnb, которая специализируется на аренде жилья по всему миру, открыла свой офис. Флоридский банк Stonegate заключил соглашение о сотрудничестве с кубинским Международным торговым банком, который занимается внешнеторговыми операциями. О начале рейсов на Кубу договаривается круизная компания Carnival.

Кстати, даже сейчас, когда еще не пошел поток из США, Куба удерживает второе место в Карибском бассейне по числу туристов: три миллиона в год. Американцы легко удвоят это количество.

Пока непонятно, что может остановить тронувшийся процесс, особенно когда отменят торговое эмбарго. А что может затормозить — очевидно.

Арьергард революции

Полувековая борьба со всем буржуазным вычистила рыночные институты на Кубе, поэтому инвестиционная деятельность тут чрезвычайно затруднена.

Все, кто посещал Кубу, отмечают, что она будто застряла во времени

Никто не может понять базовых экономических параметров экономики. В стране ходит две валюты: песо, которым рассчитываются с работниками на госпредприятиях и в учреждениях, и "куки" — кубинские конвертируемые песо, которыми пользуются на острове иностранцы. Один "кук" изначально конвертировался в один доллар, но сейчас за $100 дают 87 конвертируемых песо. При этом считается, что один конвертируемый равен двадцати пяти неконвертируемым. Очевидно, что частников интересует только "кук", и, например, рыбаки, продающие морскую рыбу туристам, в хороший день получают 18–20 конвертируемых песо — месячный заработок среднестатистического кубинца. Проститутки зарабатывают за ночь втрое больше, и такая деятельность здесь не осуждается.

Абсурдность хозяйственной системы привела к появлению государственных автосалонов, где неновая модель продается в разы дороже, чем стоит за рубежом — например, седан Peugeot 2013 года за $250 тыс. Дело в том, что государство закупает машины за дефицитную реальную валюту, а дома продает за непонятные фантики. С другой стороны, тем, кто заработал на теневом рынке, особо не на что тратить накопления.

К такой финансовой системе добавьте своеобразную судебную, которая может по прихоти властей арестовать счета иностранной компании, и станет понятно, что до большого кубинского возрождения еще далеко.

С этим и связан скепсис многих кубинцев, которые приветствуют грядущие перемены в своей стране, но при открывшейся возможности ее покинут. Тем более что минимум полтора миллиона их родственников уже обосновались в Соединенных Штатах, зачем им ждать, когда США обоснуются на Кубе.

Кстати, кубинские эмигранты в США куда скептичней отнеслись к примирению. Пострадавшие когда-то от революционного произвола, они считают, что тамошний режим не заслужил прощения, без политических перемен санкции должны остаться. Но, возможно, чего не сделали политики и дипломаты, того добьется его всемогущество доллар. Вовремя снятое эмбарго иногда посильнее введенного.

Фото: Getty Imades