"Правый сектор" придет. Как Польша реагирует на автокефалию Православной церкви Украины

Фото: azattyq.org / AFP
Фото: azattyq.org / AFP

Одной из церквей, которые пока не признают возрожденную Православную церковь Украины, является Польская православная церковь (ППЦ). Фокус узнавал, чего опасаются в ППЦ и следил, как польские медиа освещают процесс получения украинской церковью автокефалии

3 февраля в Софийском соборе состоится интронизация предстоятеля автокефальной поместной Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополита Киевского и всея Украины Епифания. Важным этапом становления ПЦУ является признание ее другими поместными православными церквями.

"Власти Украины должны сначала объединить страну, положить конец войне, и только затем заниматься церковными делами", – утверждает глава ППЦ архиепископ Савва.

На вопрос журналиста Веслава Романовского, отправил ли он приветствие новому митрополиту ПЦУ Епифанию, архиепископ Савва отвечает отрицательно. "Этому молодому светскому человеку был причинен большой вред назначением его митрополитом. В свете канонического права он не священнослужитель. Он не был посвящен в канонической церкви", – объясняет свое решение священник.

В то же время архиепископ Савва отрицает, что является противником предоставления автокефалии для ПЦУ: "С самого начала, когда возник вопрос автокефалии для Украины, я был за, но на условиях, принятых в нашем церковном праве. По нашим канонам отлучение снимает тот, кто его наложил. Раскольников, создававших Киевский патриархат и автокефалию, 20 лет назад исключил Московский патриархат, и только он имеет право вернуть их в лоно церкви, а не патриарх Константинополя Варфоломей. Конечно, при условии, что раскольники покаются и отбудут епитимью. Позже они могут принять освящение и совместно создавать автокефальную православную церковь в Украине".

Дальше становится понятно, чего остерегается глава ПППЦ. "Нельзя исключить, что в Польше, где проживает больше миллиона украинцев, появится группа верующих, для которых Филарет будет пытаться организовать свои приходы в Польше. Недавно я слышал, что "Правый сектор" уже рассматривал возможность визита в Польшу Епифания. Нас ждет хаос", – предупреждает архиепископ Савва в интервью еженедельнику "Polityka".

Говоря о хаосе, архиепископ Савва, вероятно, имеет в виду раскол. И его опасения имеют под собой веские основания. Ведь жесткая зависимость ППЦ от Москвы, которая определяет ее политику, ставит многих православных верующих в Польше перед необходимостью искать альтернативу.

Позиция главы ППЦ легко объясняется ее особыми отношениями с Московским патриархатом. И здесь стоит напомнить некоторые моменты из ее истории, которые удивительно перекликаются с событиями в Украине.

Прочь от Константинополя

Позиция главы ППЦ архиепископа Саввы легко объясняется ее особыми отношениями с Московским патриархатом

Согласно Рижскому мирному соглашению 1921 года, западноукраинские и западнобелорусские этнические земли оказались под властью Польской Республики. В ее границах осталось около четырех миллионов православных, в том числе более 2,5 млн украинцев. Православные епископы Польши Юрий (Ярошевский) и Дионисий (Валединский) обратились к патриарху Московскому Тихону в деле предоставления автокефалии, но патриарх отказался предоставить ППЦ автокефалию.

16 июня 1922 года состоялся Собор польских епископов, который рассмотрел вопрос автокефалии и согласился на нее, при условии, что польское правительство будет способствовать признанию церкви автокефальной со стороны поместных православных церквей. Иерархи также обратились за помощью и поддержкой к Константинопольскому Патриарху. Первым митрополитом ППЦ стал украинец Юрий Ярошевский.

8 февраля 1923 года митрополит Юрий погиб от руки непримиримого врага автокефалии, российского агента архимандрита Смарагда (Латышенко). А 27 февраля Собор польских епископов провозглашает митрополитом Православной митрополии в Польше Дионисия.

13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII, ссылаясь на неканоничность передачи в 1686 году части Киевской митрополии под юрисдикцию Московскому патриархату, подписывает "Патриарший и Синодально-Канонический Томос Вселенской Царгородской Патриархии о признании Православной церкви в Польше Автокефальной". Торжества по этому случаю состоялись в Варшаве 16-19 сентября 1925 года. В них приняли участие представители Константинопольской и Румынской церквей, а также члены польского правительства. 17 сентября 1925 года в присутствии всего епископата Польши в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное зачитывание патриаршего томоса.

Автокефалия была признана всеми поместными церквями, кроме Московского патриархата, который разорвал общение с митрополитом Дионисием и епископатом Польши.

В 1942 году епископы ППЦ во главе с архиепископом Поликарпом Сикорским восстановили Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ) с канонически признанными иерархами. Но после войны она была запрещена коммунистическими властями. Епископат и часть духовенства выехали за границу, где УАПЦ продолжала действовать.

После занятия Польши советскими войсками и установления промосковского режима, начались репрессии против иерархов ППЦ, митрополита Дионисия и многих священников. В 1948 году новая польская власть, распоряжением президента, лишила Дионисия прав первоиерарха. Следователи НКВД вынудили заключенного митрополита отказаться от сана, а Московская патриархия поставила управляющим митрополией епископа Тимофея (Шреттера).

ППЦ в Польше не имеет почти никакого влияния

Под давлением советских спецслужб 22 июня 1948 года ППЦ "отреклась" от автокефалии 1924 года и приняла "благословение" и автокефалию из московских рук. В 1951 году Синод епископов обратился к московскому патриарху Алексию с просьбой прислать для церкви митрополита из СССР. На Варшавскую кафедру Москва назначила епископа Львовского и Тернопольского Макария (Оксиюка), который до этого принимал активное участие в подготовке и проведении Львовского псевдособора 1946 года.

Ближе к Москве

"Создание Православной церкви Украины (ПЦУ) является историческим фактом, который изменит религиозный и политический ландшафт значительной части нашего региона. Однако это произойдет не сразу, а участие в этом событии правящих украинских политиков может оказаться для новой инициативы в ближайшем будущем медвежьей услугой", – пишет польский журналист Пйотр Погожельский, много лет проработавший в Украине.

Он обращает внимание, что в украинских СМИ уже появляется фраза "Поляки против автокефалии", что может удивлять, учитывая довольно ограниченный охват православной церкви в Польше, а также добрые слова в адрес новой церкви представителей польских властей и римско-католической церкви в Украине.

"Интересно также, как отреагируют на это украинцы, которые работают и учатся в Польше: сколько людей покинет православные церкви, насколько увеличится число тех, кто будет участвовать в греко-католических богослужениях. Не исключено, что со временем в Польше появятся приходы ПЦУ", – предполагает Погожельский.

"Результатов от создания ПЦУ не следует ожидать прямо сейчас, – считает обозреватель. – Это скорее вопрос лет, может, даже десятилетий. Но результатов нужно терпеливо ждать, и тот факт, что РПЦ и Кремль уже сейчас категорически против, доказывает, что Украина делает еще один шаг от Москвы, что наверняка выгодно также и для Польши".

Экуменизм Петра Могилы

В то же время рождение ПЦУ означает, к сожалению, также вступление в новую фазу конфликта: церковного, политического и цивилизационного, пишет Яцек Боркович в материале под заглавием "В тени куполов казацкого барокко".

Автор делает экскурс в историю украинского православия и подчеркивает огромную роль "самого крупного деятеля в истории Украинской православной церкви, гиганта мысли и дела" – киевского митрополита Петра Могилы.

Большинство жителей Польши положительно восприняли объединение православной церкви в Украине

"В области теологии Могила оказался предтечей экуменизма, причем удивительно актуальным. По словам доктора Марека Мельника, одного из лучших экспертов в этой области, могилянская концепция церкви, рассматриваемая как сообщество спасения, может даже вдохновлять современные смелые проекты по воссоединению православия и католицизма – при сохранении их церковных отличий и самобытности. В этом неосуществленном до сих пор видении объединения Могила ключевую роль определяет именно будущему Киевскому митрополиту, который, сохраняя каноническую связь с патриархом в Константинополе, установит также братские отношения с папой в Риме.

Это, конечно, только песнь будущего. Однако фактом является то, что объединенная православная церковь Украины обращается к этому могилянскому наследию. Пусть принятие как покровителя такой видной фигуры остается для нее постоянным обязательством", – заключает Боркович в статье, опубликованной газетой "Rzeczpospolita".

Таким образом, можно утверждать, что большинство жителей Польши положительно восприняли объединение православной церкви в Украине и факт предоставления ей автокефалии. Вот только выяснилось, что ППЦ находится в прямой зависимости от Москвы, о чем поляки раньше не задумывались. Но на самом деле, эта церковь в Польше не имеет почти никакого влияния. А вот перспективы экуменизма, которые теперь открываются, пусть и далекие, но довольно привлекательные как для римо- и греко-католиков, так и для православных, в состоянии оказать огромное влияние на жизнь общества в будущем.