Спешите видеть. 7 фильмов, которые нужно посмотреть на Docudays UA
Цифровой мир от Вернера Херцога, история японских ныряльщиц — ама, китайские рабочие в окружении промышленных динозавров и другие премьеры на фестивале Docudays UA
Ольга Бирзул, программный координатор Международного фестиваля документального кино Docudays UA, который будет проходить в Киеве с 24 по 31 марта, рассказала Фокусу о семи лентах внеконкурсной программы.
"О интернет! Мечты цифрового мира".
Реж. Вернер Херцог
Вернер Херцог принципиально не делит свои фильмы на документальные и игровые. Он равнодушен к теоретическим спорам по этому вопросу, поэтому каждая его новая картина вызывает у киноманов интерес. Когда появилась новость о том, что Херцог готовит фильм об интернете, поклонники эксцентричного режиссера затрепетали. Впрочем, в реальной жизни у немецкого классика нет мобильного телефона, профайла в Твиттере или Фейсбуке. Интернет ему скорее любопытен как еще одно путешествие в мир, населенный виртуальными аборигенами. Херцог мягко возьмет вас под руку и, периодически иронизируя, устроит экскурсию по раю, чистилищу и аду "мировой сети", где среди прочих вас будут ждать первооткрыватель космического туризма Илон Маск и главный киберпреступник 90-х Кевин Митник.
"Ты не представляешь, как сильно я тебя люблю". Реж. Павел Лозинский
В кадре три человека: мама, дочь и психотерапевт. Четвертому здесь нет места. Он — чужак, непрошеный гость и лишний человек, в реальной жизни всегда ждущий за глухо закрытой дверью. В такие личные разговоры посторонних не пускают: слишком велик риск порвать тонкую нить доверия. Но польский режиссер Павел Лозинский открывает перед зрителем эту дверь, заливает ее чистым светом и впускает в те миры, где любому чувствительному человеку поначалу будет неуютно, зато потом настолько хорошо, что финальные титры покажутся необязательными. Зачем Лозинский это делает, можно будет, к слову, спросить у него самого. На Docudays UA он представит фильм лично.
"Демон скорби". Реж. Лян Чжао
Каждый год в наши фестивальные сети заплывает фильм, рассказывающий о нечеловеческих условиях труда, бедности, бесправности и монструозной цензуре в Китае. На этот раз в фокусе — безудержная индустриализация, показанная, впрочем, удивительным поэтическим языком. Местные угольные корпорации, ежегодно наживающиеся на продаже почти 4 млрд тонн угля, спровоцировали экологическую катастрофу в Северном Китае. Но зрителю не скажут об этом в лоб. Документалист и художник Лян Чжао, получивший за своего "Демона" награду на Венецианском кинофестивале, укроет все раны земли цитатами из Данте и совершенными визуальными эффектами из современного медиаарта. Боюсь, это тот случай, когда боль настолько красива, что хочется посоветовать вам ее испытать.
"Ама-сан". Реж. Клаудиа Варежау
В этом году моя коллега Дарья Бассель собрала программу "Три вещи, которые я не знаю о ней", с помощью которой мы надеемся вытянуть патриархальные беруши из тех ушей, где они еще остались. Нежность, мудрость, решительность и природная потребность создавать гармонию вокруг себя против махрового сексизма. Моим любимым фильмом в этой секции стала, пожалуй, история японских ныряльщиц — ама. В некотором смысле это антропологическое кино, но не обезличенно "объективное", а наоборот — позволяющее ощутить себя в чужой коже. В этом случае в подтянутой и упругой коже охотниц за жемчугом в возрасте от шестидесяти до восьмидесяти. Эти удивительные японки ныряют на глубину двадцать метров и находятся под водой по несколько минут без аквалангов. Все собранное на дне — их хлеб. Древнему ремеслу уже более двух тысяч лет, и по всем прогнозам эта профессия вскоре исчезнет. Но благодаря чуткой камере португальской кинематографистки Клаудии Варежау и ее очарованности своими героинями, ама уже никогда не исчезнут из вашей памяти.
"Машины". Реж. Рагуль Джейн
Пока Болливуд без устали продуцирует мелодичную иллюзию победы добра над злом, документалисты из Индии высокохудожественными методами "разбираются" с реальностью. Например, медитативное полотно Рагуля Джейна "Машины" погружает в рабочий процесс текстильной фабрики в индийском штате Гуджарати. Неспешная камера внимательно следит за работниками, окруженными механическими монстрами, из пасти которых вырывается пар и скрежет. Чумазые, измученные, беззащитные (ни масок, ни рукавиц), старцы и дети обслуживают по 15 часов в день промышленных динозавров. Операторская работа настолько филигранна, что каждый кадр крепко держит за жабры, не позволяя отвести взгляд. Если вы когда-нибудь видели работы бразильского фотографа Себастио Сальгадо из серии "Рабочие: археология индустриальной эпохи", поймете, о чем я. Для меня "Машины" — идеальный ответ советским пропагандистским лентам, культивировавшим образ богоподобного рабочего, и еще один тревожный звонок о том, что современный украинский кинематограф подозрительно долго не рефлексирует над тем, что происходит с руинами этого культа сегодня.
"Я не твой негр". Реж. Раул Пэк
В оскаровской гонке я болела за этот фильм. В этом году он был среди "документальных" номинантов. Перед нами важное высказывание о природе расизма в США. Но, поверьте, это не попсовое кино, в котором из вас намеренно будут давить слезу. Отнюдь. Это содержательное и критическое эссе, проиллюстрированное цитатами из незавершенной книги Джеймса Болдуина о своих убитых друзьях, среди которых — Малкольм Икс и Мартин Лютер Кинг. Особенно любопытно наблюдать за выбором цитат из золотой коллекции американской киноклассики, порой абсолютно осознанно поддерживавшей дискриминационную политику. За белозубыми героями американских вестернов, якобы демонстрировавших столкновение примитивного уклада с новаторским способом жизни, скрываются хищники и захватчики, отбиравшие землю у коренного населения. На всем этом планомерно строился культ белого высокомерного консерватора, которого сейчас государство получило себе в президенты. В некотором смысле "Я не твой негр" Пэка находится в диалоге с "Джанго освобожденным" Квентина Тарантино.
Homo Sapiens. Реж: Николаус Гейрхальтер
Если вы не чувствуете в себе синефила, лучше не рискуйте. Можете не выжить. Если же готовы к полному погружению в звенящую тишину природы, победившей человека, тогда милости просим на фильм. В студенческие годы, когда нас отправляли на этнографическую практику документировать диалект украинского Полесья, я попала в одну вымирающую деревню. Я помню избы, сквозь которые проросли деревья, и наполовину выкрашенный серебрянкой памятник Ленину с отвалившейся рукой. Вот так выглядит апокалипсис, подумала я. И если бы не собака, залаявшая за забором, мне бы уже начали чудиться лангольеры, пожирающие вчерашний день. Николаус Гейрхальтер не доехал до Украины, но внимательно обследовал земной шар в поисках мест, оставленных людьми. Заброшенные кинотеатры и больницы, разрушенные супермаркеты и церкви. Вероятно, именно так будет выглядеть Земля, когда человечество оставит ее в покое.