На шару. Почему украинцы готовы отдать свой голос за бесценок
Пора прекратить бросаться на каждую подачку кандидатов в депутаты, будь-то детская площадка или ведро краски для забора. Каждый голос и каждое место в парламенте стоят куда дороже, и это не так трудно понять, пишет на Фокус.ua писатель Лариса Денисенко
И вот ведь что странно, люди в целом понимают – латки на дорогах, выкрашенные заборы, хилые козырьки над парадными, наспех поставленные детские площадки (минимальный набор – лавочка, качели, карусель двухместная) и прочее – лишь жалкие подачки, которые никак не повлияют на качество нашей жизни. Однако я сама слышала, как молодые люди на спортивной площадке, которую подправили в аккурат перед выборами размышляют: поделился, а мог бы тупо все забрать.
Два ведра дешевой краски, установленная лавочка – такова цена голосов избирателей, и вот ты уже в парламенте или местном совете и можешь спокойно набивать свои карманы до следующих выборов
И это голос поколения, рожденного в 90-х, что уж говорить о людях, которые прошли войны, унижение, голод, прессинг, и привыкли брать, пока дают, потому что в годы их молодости власти чаще всего давали срок или строгий выговор с занесением в личное дело, а не 200 гривен или пакет с гречкой.
Два ведра дешевой краски, установленная лавочка – такова цена голосов избирателей, и вот ты уже в парламенте или местном совете и можешь спокойно набивать свои карманы до следующих выборов, ведь на краску и лавочку всегда найдется немного государственных денежек, правда?
Есть такое пафосное выражение "разбитую чашку не склеить", употребляемое, когда пытаются возобновить испорченные романтические отношения. А кандидаты – клеят. Лепят с помощью дешевого клея, подсовывают, распихивают, расхваливают – и мы это все берем, расхватываем, рассовываем. Нет, мы чаще всего не благодарим, но в голове откладывается: "А этот/эта хотя бы что-то дали". Хотя бы что-то. Нам много не нужно.
Мы можем даже выругаться про себя, возмутиться, проголосовать за другого человека, но пока мы продолжаем протягивать руку, настраивать собственный карман на возможность положить туда дохлую ворону как из эстонского анекдота "Пригодится" – наивно и даже непорядочно ждать, что что-то изменится.
Так сложилось, что государство нас чаще всего обманывало, и по крупному, и по мелочам. Но давало нам возможность обманывать его – ровно в той степени, чтоб держать нас на крючке. На спусковом или бельевом – неважно. Ведь нет ничего более легкого – чем руководить испорченными людьми с неспокойной совестью и неспокойными руками.
Как осознанно отказаться от шары и подкупа человеку, который утаскивал домой все, что ни попадется под руку при первой возможности? Гайки, ручки, полотенца, салфетки, вилки, розетки, кирпичи, булочки, салаты, коньяк, скрепки, картон, миллиметровку, шторы, гвозди, пластиковые стаканы, пакеты, свечи, ватин, сатин и многое, многое другое.
Как осознанно отказаться от шары и подкупа тому, в истории жизни которого пайки выдавали привилегированным – ветеранам войны и их родственникам, в то время когда осиротевшие дети войны, вдовы пытались выжить на копеечные зарплаты и социальные выплаты; работникам правоохранительных органов, которые могли засадить за кражу трех кирпичей на три года с конфискацией имущества в стране, где безнаказанно разворовывались кирпичные заводы; партийным работникам, которые непонятно чем занимались, но всегда хорошо выглядели и хорошо жили, растыкивая с выражением брезгливости на сытых лицах те же подачки лечащим врачам, репетиторам их детей, торговым работникам, следователям.
Вам не кажется, что выражение брезгливости на сытых лицах мы наблюдаем и сейчас? Когда принимаем то, что они кидают, бросаемся как вечно-голодные голуби на хлебные крошки.
Мы привыкли брать и утаскивать то, что предлагали взять и утащить. И без осознанной работы над устранением этой проблемы – нам не обойтись. Само это не уйдет, не рассосется, не исчезнет.
Вспоминается герой романа Булгакова. Помните? "Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут". Это слова Воланда. Его мелкие последователи, клоны, копии – подходят и предлагают, дают, разумеется, не все, но кое-что. "Поделился, а мог бы тупо все забрать!" И это – представители власти, бывшие, настоящие или стремящиеся в эту власть пролезть.
У государства, возможно, не нужно просить, но однозначно нужно требовать. Требовать то, чем государство обязано тебя обеспечить. Уметь разговаривать с ним не с позиции раба, а с позиции человека свободного, знающего и умеющего себя защищать.
Если нам нужен покрашенный забор – давайте покрасим, в конце концов, его сами, невелика наука. Если нам нужна детская площадка возле дома – давайте проявим хотя бы минимум социальной активности – соберем подписи всех молодых родителей с детками, обратимся в те самые государственные органы, куда собираются протиснуться все эти люди, кидающие нам подачки, и рано или поздно, но мы достигнем своей цели.
Да, это маленькие цели и, может быть, маленькие победы, но когда мы осознаем, что они возможны, мы увереннее себя будем чувствовать и браться за решение сложных задач.
И тогда нам не придется ждать до выборов, когда снова придет какой-то человек с выражением брезгливости на сытом лице и предложит нам быстренько залатать нашу реальность дешевыми списанными нитками вместо того, чтоб исполнять свои обязанности, служить народу Украины и обеспечивать нам всем нормальную жизнь.
Мы сможем говорить с ними на совершенно другом языке, и он растеряется, потому что концепция взяточничества, как и концепция шары – не будет работать.