Фото: 123rf

На что учились. Рейтинг лучших вузов Украины

387

Основной параметр рейтинга вузов Фокуса — востребованность выпускников на рынке труда. Соответственно, мы предложили эйчарам крупнейших компаний оценить вчерашних студентов по трем критериям: уровню знаний, умению применять их на практике и готовности обучаться в ходе работы. Как оказалось, большинству выпускников украинских вузов можно смело задавать еще один вопрос, по сути, объединяющий три предыдущих: осознанно ли ими выбрана профессия?

"Не могу сказать, что молодое поколение какое-то плохое или некачественное: оно просто страдает от отсутствия понимания своего места и цели в жизни" — так объясняет главную проблему выпускников украинских вузов Валерий Кушниренко, директор по персоналу группы компаний PZU в Украине.

Не вижу цели

"Молодым соискателям иногда не хватает ответственности, пунктуальности, многие не могут ответить на вопрос "почему я хочу работать именно в этой компании, на этой позиции?", — говорит Наталья Лукаш, начальник управления по работе с персоналом ОТП Банка. С различными вариациями последнюю фразу повторяют практически все, кто имеет дело с 20-летними обладателями дипломов.
Как правило, в недостаточной профпригодности студентов рекрутеры винят государство: устаревшую методическую базу и учебники, косную систему образования, преподавателей, далеких от современных реалий.

К примеру, сравнивая выпускников украинских вузов с нашими же студентами, учившимися за рубежом, в "Бритиш Американ Тобакко Украина" отмечают, что у выпускников зарубежных вузов больше шансов трудоустроиться: в западных странах образование строится на бизнес-кейсах, и студенты не страдают от недостатка практики.

Чтобы вчерашние студенты свободно оперировали чужим бизнес-опытом, иностранные вузы прикладывают массу усилий. Не спешат с жесткой специализацией на первых годах обучения, позволяют не только свободно выбирать специализации, но и менять основные курсы, набирают в качестве преподавателей "играющих тренеров": ученых, экономистов, бизнесменов и даже политиков, совмещающих свою основную деятельность с процессом передачи знаний. Все это закреплено в Болонской декларации о высшем образовании, к которой большинство стран Европы присоединились в 1999 году.

Высшее образование не цель, а средство. В первую очередь — возможность получить высокооплачиваемую работу

В итоге студенты получают возможность корректировать направление обучения вплоть до получения диплома. А администрация вуза — избавляться от преподавателей, которые не способны заинтересовать студентов. При этом большинство лекторов одновременно ведут научную деятельность, ведь основная часть ведущих западных вузов представляет собой научно-исследовательские институты с "опцией передачи знаний" студентам. Увы, в Украине дела зачастую обстоят с точностью до наоборот.

Молодые люди, единожды выбрав специальность, вынуждены "тянуть лямку" до самого диплома: если в процессе учебы студент поймет, что ошибся с выбором, смена специализации неизбежно повлечет сдачу нескольких десятков экзаменов и зачетов "академразницы". При этом набор дисциплин жестко фиксирован, а преподают их люди, давно не имеющие отношения к реальной науке, бизнесу или технологиям. Реакцией на такой подход становятся объявления работодателей, большинство из которых заканчивается фразой "опыт работы от ... лет". Или ее более откровенным вариантом: "соискателям без опыта работы не обращаться".

Идут на поправку

Впрочем, несмотря на все недочеты, уровень образования в Украине достаточно высок. Формально наша страна отстает от европейских вузов в реформировании процесса обучения лет на шесть — мы подписали Болонскую декларацию в 2005-м. Но на практике серьезные изменения в образовании стартовали только сейчас.

К примеру, в начале этого года в Украине работали 317 вузов, хотя всего год назад их было примерно в 2,5 раза больше. 485 учебных заведений потеряли статус высших — как правило, они не предоставляли качественного образования, по сути, сведя процесс обучения до "отбывания учебной повинности" студентами, пришедшими не за знаниями, а за дипломом.

Итог прежнего подхода к обучению легко заметить в статистике порталов трудоустройства. Например, по данным rabota.ua, в начале этого года 46% выпускников на первом месте работы были готовы получать от 2 тыс. до 4 тыс. грн — при средней зарплате в стране на уровне 3,9 тыс. грн. За скромностью выпускников-соискателей по сути стоит признание крайне низкого уровня собственных знаний и такой же низкой конкурентоспособности на рынке труда.

B западных странах образование строится на бизнес-кейсах, и студенты не страдают от недостатка практики

Но при этом зарплатные запросы остальных, начиная с диапазона в 4–6 тыс. грн, доходят до 15 тыс. грн. И, возможно, уверенность в себе второй половины выпускников — результат нового тренда. По данным совместного исследования rabota.ua и кадрового холдинга АНКОР, в Украине к моменту окончания вуза 63% студентов уже имеют опыт работы, причем у трети из них трудовой стаж составляет более двух лет. "Сегодня все больше студентов начинают работать с четвертого, а то и третьего курса, — подтверждает Елизавета Максимец, специалист по подбору персонала компании EY в Украине. — Получив диплом, они выходят на рынок труда уже опытными специалистами, претендуя на более высокую зарплату и должность".

И это в полной мере относится к большинству выпускников 30 лучших вузов страны из рейтинга Фокуса.

Рецепт успеха

Большинство крупнейших украинских вузов начали подстраиваться под реальные требования рынка труда задолго до присоединения Украины к Болонской декларации. И продолжают делать это сейчас.

"Мы ежегодно проводим опрос работодателей, с которыми сотрудничаем, — говорит Фокусу Юрий Якименко, первый проректор Национального технического университета "Киевский политехнический институт", занявшего 2-е место в рейтинге Фокуса. — Например, были вопросы с иностранным языком, после чего мы ввели сквозную подготовку по английскому; были вопросы, связанные с подготовленностью по отдельным узким вопросам информационных технологий — мы учли и эти пожелания". При этом у НТУ КПИ заключено более тысячи договоров с предприятиями, на которых студенты проходят преддипломную практику, более 50 компаний являются партнерами Научного парка "Киевская политехника".

Магистры Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" (3-е место в рейтинге Фокуса) получают реальные задания от конструкторских бюро таких предприятий, как ГП "Завод им. В. А. Малышева", и выполняют их в своих выпускных работах. Это практикуется не первый год и даже не первое десятилетие.

Мониторинг рынка труда и сотрудничество с работодателями проводят и в Киевском национальном университет им. Т. Г. Шевченко (№1 в рейтинге Фокуса). Но тут ставят перед собой еще более сложную задачу: заново создать систему профессиональной ориентации. "От понимания того, какую специальность студент будет осваивать, кем будет работать, зависит и мотивация к обучению. А если будет мотивация, то и результат подготовки будет максимальным", — уточняют в ректорате КНУ. Наконец, крупнейшие вузы постепенно переходят на свободный выбор дисциплин — в том же КНУ с 1 сентября этого года студенты могут сами выбирать 25% учебных курсов.

Не цель, а средство

Высшее образование не цель, а средство. В первую очередь — возможность получить высокооплачиваемую работу. Исходя из этого, Фокус попросил эйчаров 22 крупнейших компаний оценить готовность выпускников лучших вузов страны к работе: итоговая оценка экспертов стала основным критерием рейтинга (50% итогового балла). Добавив к оценке эйчаров данные рейтинга представленности в Сети (вебометрикс, 25%) и показатель научной продуктивности вузов (индекс Хирша, 25%), мы получили рейтинг 30 лучших украинских университетов.

Нажмите для увеличения

№1

Киевский национальный университет
им. Тараса Шевченко

Основан в 1834 году. 13 факультетов, 8 учебных институтов и 1 учебно-научный центр, 2 колледжа, 1 лицей, 160 кафедр, 81 специальность, 26 тыс. студентов.

Леонид Губерскийректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, доктор философских наук, профессор, академик НАН Украины


— Прежде всего нужно хорошо закончить школу, получить хорошие результаты по внешнему независимому оцениванию. Именно это дает возможность поступить в тот вуз, который выбрал абитуриент. Но чтобы успешно учиться после поступления, не менее важно сознательно выбрать будущую профессию, и сделать это не по баллам ВНО (в какой вуз набирается проходной балл), а по своему призванию. Чтобы определиться с выбором, стоит посещать дни открытых дверей: например, в КНУ их проводят на всех факультетах начиная с сентября.

№2

Национальный технический университет "Киевский политехнический институт"

Основан в 1898 году. 19 факультетов, 7 учебно-научных институтов, научно-исследовательские институты и научные центры, 130 кафедр,
125 специальностей, 36 тыс. студентов

Юрий Якименкопервый проректор Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт", академик НАН Украины, доктор технических наук, профессор


— Учиться в КПИ тяжело, и мы не скрываем, что планка и поступления, и учебы высокая. Конечно, у нас есть проблемы с уровнем школьной подготовки, и в этом году мы одни из немногих поставили требование, что на ряд факультетов нужен углубленный уровень ВНО по математике. Для нас очень важна система доуниверситетской подготовки, у нас есть договора с более чем 200 школами, есть заочная физико-математическая школа, ищем "своих" абитуриентов, которые имеют хорошую подготовку по математике и физике, в том числе и через Малую академию наук.

№3

Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт"

Основан в 1885 году. 21 факультет, научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, 40 научных школ, 93 кафедры,
96 специальностей, 26 тыс. студентов

Андрей Марченкопроректор по научной работе Национального технического университета "Харьковский политехнический институт", доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания


— Абитуриент, который поступает в ХПИ, должен понимать, что техническое образование, инженерные специальности, это те специальности, которые, по сути, созданием новых машин, устройств, технологий обеспечивают развитие цивилизации. И выбирать это направление нужно сознательно. К сожалению, сегодня встречаются абитуриенты, которые одновременно подают документы в политех, в медицинский и в экономический вузы. Трудно назвать такой выбор осознанным.

Эксперты рейтинга (компании, участвовавшие в оценке вузов): 1+1 media, 3M Украина, Corum Group, Dragon Capital, EY, OTP Bank, PZU Ukraine Insurance Group, Астелит, Альфа-банк Украина, Артериум, Бритиш Американ Тобакко Украина, Датагруп, Запорожсталь, Инком, Киевстар, МЕТРО Кеш энд Керри Украина, Мироновский хлебопродукт, группа компаний "Октава", Проминвестбанк, Фидобанк, Филипп Моррис Украина, Фокстрот

Методология. Для составления рейтинга Фокус отобрал 50 украинских вузов, лидирующих в рейтингах "Топ-200 Украина", Scopus и "Вебометрикс" (по версии osvita.ua). Затем мы попросили специалистов по персоналу 22 крупнейших компаний Украины оценить выпускников этих вузов по уровню знаний, способности их применять и готовности обучаться в процессе работы — результат этого опроса формирует 50% итогового балла рейтинга. 25% итоговой оценки приходится на рейтинг интернет-активности высших учебных заведений ("Вебометрикс" учитывает количество проиндексированных поисковиками страниц, внешние ссылки, цитируемость и количество размещенных на сайте файлов). Еще 25% итогового балла формируют научные публикации и их цитируемость (индекс Хирша).

Инфографика: Катерина Богданович, Александр Шатов