Нефтеперерабатывающие предприятия в Беларуси работают на половину мощности, а их склады заполнены. При этом экспорт бензина и дизеля фактически прекращен.
В то время, как в Украине ощущается дефицит топлива, в Беларуси проблема диаметрально противоположная – его избыток. Нефтеперерабатывающая отрасль страны пребывает на грани коллапса, ведь бензин и дизель из Беларуси оказались никому не нужными. Об этом сообщает Еврорадио.
Как известно, в Беларуси два крупных нефтеперерабатывающих предприятия – "Нафтан" в Новополоцке и Мозырский НПЗ. Первый сейчас потребляет примерно 11 тыс. тонн нефти в сутки (загрузка — 61% от проектной мощности), второй – 14 тыс. тонн (загружен на 45%).
Традиционно белорусские НПЗ зарабатывали на экспорте и приносили в страну валюту: 35% продукции поставлялось в Евросоюз, еще 33% — в Украину. Естественно, после начала войны отгрузки топлива прекратились и теперь предприятия работают исключительно на внутренний рынок, который не нуждается в таком количестве бензина и дизеля.
"Нафтан" экспортирует только нефтяной кокс в Китай. Лишь небольшие объемы бензина А-92 Мозырского НПЗ удается отправлять на экспорт через российские порты. Кроме того, предприятие пытается продавать нефтепродукты под видом российских (пока не введено эмбарго), но не очень успешно. В самой России белорусские нефтепродукты не востребованы, ведь там достаточно продукции своих заводов и конкуренты им не нужны.
Хранить готовое топливо также негде – в Мозыре, например, склады уже заполнены на 97%. Единственным выходом в этой ситуации видят остановку НПЗ на досрочный ремонт. Сотрудникам предприятий уже урезали тринадцатые зарплаты и квартальные премии.
Ранее Фокус сообщал, что китайские НПЗ начали покупать российскую нефть с огромными скидками, ведь на Западе в ней не заинтересованы.