Регионал Сергей Левочкин рассказал Фокусу, как Тимошенко помогла Партии регионов в развале коалиции, как электорат БЮТ снова перетекает к Ющенко, а также о том, что политического силового сценария разрешения кризиса не будет, как и импичмента президента
Сергея Левочкина называют незаменимым советником. При президенте Кучме Левочкин был его первым помощником и находился в "состоянии войны" с главой Администрации президента Виктором Медведчуком. Советовал Левочкин и Литвину. Во время оранжевой революции он помог организовать неформальные переговоры между Ющенко и Кучмой. Сейчас народный депутат от Партии регионов особенно приближен к Виктору Януковичу и не отрицает, что имеет множество связей в других политических силах. Посему Левочкин как никто другой в курсе всех грядущих событий в украинской политике. Но, как и все остальные, он ждет развязки по вопросу коалиции и может часами говорить о планах Партии регионов – но только не на диктофон.
– У вас нет ощущения, что Партия регионов очень крупно подыграла Юлии Тимошенко, когда помогла проголосовать за неприемлемые для президента законопроекты?
– Нет. Депутаты от БЮТ голосовали за те законопроекты, которые в подавляющем большинстве готовились Партией регионов. Мы последовательно выступали за то, чтобы эти законопроекты стали законами. Это касается и пакета социальных законов, которые были подготовлены нашими специалистами, закона о временных следственных комиссиях Рады. Это касается и разделения полномочий президента и премьера, усиления роли исполнительной власти в целом. Вообще, я бы сказал, что это БЮТ сейчас поддерживает наши инициативы.
– Вы можете сказать, когда появилась идея этих совместных голосований? Выглядело все очень подготовленным. Говорят, Тимошенко обратилась к ПР сразу после того, как Секретариат президента обвинил ее в госизмене?
– По разным законопроектам из тех, которые были проголосованы, взаимопонимание и голоса находились в разное время. Даже сейчас, хотя действия по голосованию в зале достаточно солидарны и синхронны, заметно, что повестка дня все время находится в процессе согласования. Подтверждением моих слов может быть то, что повестку дня депутаты в зале получают только после 11 часов, а не перед открытием заседания.
– Какое у вас впечатление – в чем нынешняя цель БЮТ: им более выгодны перевыборы или коалиция?
– Цель одна – абсолютная власть. Но эту фанатичную амбицию никто не поддержит – ни в парламенте, ни в обществе.
– Как думаете, регионалы и БЮТ проучили совместными действиями Секретариат и самого президента?
– Я бы вообще снял тему Секретариата. Это организация, которая обеспечивает деятельность президента. Я много лет работал в администрации, и знаю, как этот институт должен работать. Все, что делается Секретариатом, делается от имени и по поручению президента. А "проучить" – звучит по- дилетантски. Политики такими категориями не оперируют.
– У "Нашей Украины" есть шанс пройти в парламент, если перевыборы состоятся?
– Без сомнения, "Наша Украина" будет в парламенте. Год назад рейтинг президента и соответственно "Нашей Украины" уменьшился с 20% до нынешних 7–8% в пользу БЮТ. Сейчас происходит обратный переток – избиратель не доволен действиями Тимошенко и снова возвращается к "Нашей Украине".
– По этой логике, проголосовав вместе с Тимошенко, вы помогли "Нашей Украине"?
– Скажу так: по нашим данным есть две темы, из-за которых от Тимошенко бежит избиратель, – это ее позиция в грузинско-осетинском конфликте и тема влияния России на поведение БЮТ.
Из стен Секретариата президента в адрес Тимошенко не раз звучали обвинения в том, что премьер-министр сотрудничает с Кремлем взамен на ее поддержку на президентских выборах. В политкругах говорят, что это может значительно подпортить рейтинг как Партии регионов, так и самой Тимошенко, а именно: уменьшить поддержку в западной части Украины.
Однако г-н Левочкин уверен, что лидер БЮТ вовсе не конкурент главе Партии регионов в вопросе сближения с Россией.
– Тимошенко нам никакой не конкурент, потому что у нас абсолютно разное электоральное поле. Ее избиратель традиционно живет в западных областях. Наш – на востоке и юго-востоке Украины. Риторика о том, что Тимошенко будет поддерживаться Россией, дает негативный сигнал в ее базовых областях.
– Верите ли вы, что Кремль способен сделать ставку именно на Тимошенко, как на будущего президента?
– Если Кремль и делает какие-то ставки, то только на собственную экономическую мощь и на соответствующие инструменты влияния: газ, нефть, торговые санкции. Никаких персональных ставок – только прагматичный подход. Если кто-то убеждает Тимошенко или другого политика, что, мол, ставки сделаны, то это неправда.
– Любопытно, что Тимошенко клялась всегда, что у нее никогда не будет союза с ПР. А теперь такой союз фактически есть.
– Союза нет, потому что нет и не было никаких коалиционных переговоров! Не говоря уже о миллионе двухстах членах ПР, на эту тему не было даже решения руководства партии – ее политсовета. Не было ни одного решения по поводу нашего доверия или объединения с БЮТ.
– А когда будет такое решение?
– Решение о логике поведения фракции ПР в Раде будет приниматься после официального объявления о том, что нынешняя коалиция прекратила свое существование и начат отсчет 30 дней на формирование новой коалиции. Не секрет: БЮТ принимает все возможные и невозможные меры, чтобы уменьшить количество подписей под протоколами о выходе из коалиции со стороны "НУ" до 36. Все это делается для того, чтобы формально сохранить нынешнюю коалицию и оставаться во власти.
– И как будет дальше действовать ПР, если формально коалиция останется?
– ПР будет исходить из того, что коалиция, в которую входит меньше 226 депутатов, не существует и правительство нелегитимно. Мы будем работать в оппозиции, будем выполнять свою предвыборную программу.
Саму Партию регионов сейчас сотрясают скандалы. Не успела утихнуть история с исключением из ПР секретаря СНБО Раисы Богатыревой (якобы, за то, что она назвала высказывание Виктора Януковича о российско-грузинском конфликте "его личной позицией"), как всплыла еще одна неприятность: в интервью сайту "Обозреватель" видный регионал Борис Колесников, дружный с Ринатом Ахметовым, назвал коллегу Дмитрия Табачника (его относят к команде Януковича) "дешевым клоуном и казнокрадом" и предложил поднять вопрос об исключении его из партии. Политэксперты тотчас заговорили о внутрипартийном конфликте между группами Ахметова и Януковича. Сергей Левочкин эти догадки категорически опровергает:
– Знаете, до последнего времени регионалы не выносили сор из избы и даже тыкали пальцем в оранжевых, мол, скандалы – это их особенность. Теперь есть повод для подобного диалога и у нас. Но я уверен в одном: ситуация эта спровоцирована, реальной почвы для конфликта нет, а если кто-то сгоряча выйдет из партии, то сделает большую личную ошибку. Просто на фоне общего раздора кому-то очень хочется, чтобы все крупные фигуры в Регионах перессорились. Я бы сказал так: у нас внутри нет никаких проблем, которые могут как-то повлиять на позиционирование партии, логику наших действий и монолитность наших кругов.
– Правда ли, что Виктор Янукович исключил Раису Богатыреву из партии, не посоветовавшись с Ринатом Ахметовым? И даже получил из-за этого выговор?
– Это неправда и ерунда. Это говорят наши недоброжелатели.
– "Зеркало недели" написало, что к следующей неделе, когда истекает срок, данный членам коалиции на примирение, президент может задействовать силовой вариант. Вы в партии как-то просчитываете подобный ход событий? Насколько он вероятен?
– Его не будет.
– А будет ли импичмент президенту, которым пугали Банковую люди Тимошенко?
– Нет. Сегодня для этого нет никаких оснований. Даже следственная комиссия, необходимая для этого, не создана, обвинения не выдвинуты. Я считаю, что это полная чушь.
– Глава фракции БЮТ Иван Кириленко заявил, что досрочные выборы могут состояться в декабре, причем и парламентские, и президентские. Выборы состоятся?
– Я считаю, что все эти разговоры – результат борьбы между БЮТ и НУНС и шантаж президента. Это не очень корректно даже со стороны бывших партнеров. Сейчас они состязаются в том, кто кого громче обвинит в развале: БЮТ – Секретариат президента или Секретариат президента вместе с НУНС – правительство Тимошенко и БЮТ. Но это тупик, из которого нет выхода.
– Кто, на ваш взгляд, будет наиболее вероятным партнером по коалиции?
– Здесь важнее другое – на основе каких принципов и целей и на какой период времени объединяться в коалицию. На самом деле оба бывших коалицианта – БЮТ и НУНС – ненадежны как политические партнеры. И проблема в том, что у нас нет выбора.