Первый президент рассказал Фокусу о том, что БЮТ и Партия регионов скорее поладят между собой, чем с Ющенко, и о собственных планах на избирательную кампанию
Два месяца назад Леонид Кравчук призвал Ющенко последовать его примеру и уйти с должности самому. В ответ получил от него сравнение с "политическим нафталином" и стариком, которого "бросают под танки". Виктор Ющенко намекал, что устами первого президента вещают его политические противники. И действительно, тогда призыв Кравчука совпадал с настроениями Юлии Тимошенко. И вот теперь глава государства согласен переизбраться вместе с парламентом. Но Тимошенко эта идея уже не нравится. Кравчук говорит, что он тоже не совсем этого хотел от Ющенко.
– Он услышал сигнал, но дословно мое предложение не выполнил. Я бы сказал, что мое обращение стало для него толчком. Он начал понимать, что не все так просто. Что "избранный всенародно президент" не означает "вечный президент". Но Верховная Рада его опередила и назначила выборы на 25 октября. Поэтому сейчас любые действия президента не дадут эффекта, пока не скажет свое слово Конституционный суд.
– Вы верите в то, что Ющенко настроен уходить, или же это такой план Банковой?
– Настроен – не настроен, он уйдет, потому что выборы состоятся если не в октябре, то в декабре-январе точно. Сегодня президент играет. Это не искреннее его заявление. Он прекрасно понимает, что одновременно провести президентские и парламентские выборы невозможно. К тому же его набор условий (поставленных Виктором Ющенко парламенту. – Фокус) трудно осуществим.
– Зачем тогда он это делает?
– Чтобы поднять свой авторитет. У Ющенко есть окружение, очень искусные в этих делах люди. Они ему советуют: "Виктор Андреевич, делайте так, и у вас будет расти рейтинг, возможно, еще на выборы пойдете, победите".
– По некоторой информации, в окружении главы государства до конца не определились, будет ли Ющенко участвовать в выборах.
– По моему видению, он не принял окончательного решения не идти на выборы. Я сужу по тому, насколько он активен. Он все время хочет опередить парламент. Похоже на соревнование, кто раньше внесет какое-то предложение об организации власти. Ничего плохого в этом нет, но раз такая активность проявляется, значит, президент не потерял надежду и не принял окончательного решения.
– Относительно двойных перевыборов у Ющенко есть сторонники и в Партии регионов, которые не раз поднимали этот вопрос. Тимошенко против. Есть ли у нее способ помешать президенту?
– Вы говорите, кто против, кто нет. А я ставлю вопрос: возможно ли это? Это нереально. Досрочные выборы и парламента, и президента выгодны Секретариату президента и Регионам. Тимошенко – не выгодны. Тимошенко и Литвин говорят истину, когда утверждают, что правовых оснований для досрочных парламентских выборов нет. Азаров говорит: "Тимошенко держится за власть. Пусть она нам ее уступит, и мы сделаем хорошо". Я предлагаю Азарову: "Создайте новую коалицию, выдвигайте премьера и берите власть по Конституции. А место уступают в трамвае".
– Получается, что Тимошенко не за что переживать, поскольку провести двойные выборы невозможно?
– Есть один момент: у нас карманный Конституционный суд. Если он, отвечая на обращение президента, скажет, что коалиция создана незаконно и работает не в рамках Конституции, тогда у президента появляется шанс распустить парламент. Поэтому можно ожидать чего угодно. Тимошенко не боится отдавать власть – она боится, что это может быть сделано неконституционно.
– В таком случае может ли Тимошенко помешать неконституционному, как вы говорите, решению Ющенко?
– Может. Рада не проголосует за финансирование выборов. Были уже прецеденты.
– Президент настаивает на открытых списках. Зачем ему это нужно, как вы думаете?
– Я поддерживаю президента, я тоже настаивал бы на открытых списках. Не думаю, что тут есть какая-то личная выгода. Он хочет, чтобы парламент публично не согласился с этим, и он таким образом будет выглядеть привлекательнее перед народом.
– То, что Ющенко представил свой проект изменений к Основному Закону, не подтолкнет ли ПР и БЮТ к сотрудничеству в плане проведения своей Конституции?
– По моему убеждению, они должны были бы предложить совместный вариант Конституции, если бы меньше переживали за свой имидж. У них достаточно голосов, чтобы ее принять, как и другие законы и реформы, необходимые Украине. Мешают амбиции. Они не могут договориться. Во-первых, Регионы, на мой взгляд, переоценивают себя как политическую силу. Во-вторых, у них нет единства в партии. Есть группы интересов, а это не позволяет Партии регионов выступить единой силой, чтобы принять совместные решения с БЮТ ради интересов народа.
– Другими словами, группа Андрея Клюева, выступающая за сотрудничество с БЮТ, пока не может переиграть группу Бориса Колесникова, негативно относящегося к такому сотрудничеству?
– Вы лучше меня знаете, что Клюев пытается убедить Колесникова. Я, к счастью, не общаюсь ни с Колесниковым, ни с Клюевым.
– Но вам известно, кто из них имеет большее влияние на Януковича?
– Думаю, Клюев больший прагматик, чем прочие. Он действительно хочет принять какие-то важные политические решения, конституционные и реформаторские.
– Совместно с БЮТ?
– Да. Все остальные думают о себе. На мой взгляд, группа Бориса Колесникова не представляет интересы Украины. Для них существуют только личные бизнес-интересы.
– Вы открыто рассказываете о сотрудничестве Тимошенко с Медведчуком. Как вы считаете, почему сама премьер это не афиширует?
– А зачем? Медведчук не находится с Тимошенко в равной протокольной плоскости. Премьер проводит десятки, сотни встреч, консультаций, переговоров, о которых никто не пишет, потому что это не относится к протоколу. Медведчук же не имеет никакой власти. Он гражданин Украины. За ним больше ничего не числится. Почему его встреча с Тимошенко должна афишироваться в СМИ? Абсурд.
– А может, Тимошенко боится, что это испортит ей рейтинг?
– Ничего она не боится. Тимошенко никогда не отрицала этого сотрудничества. Но информация о встречах должностных лиц с недолжностными и не обязана афишироваться! Я, кстати, на их встречах не был. Но знаю, что и Тимошенко, и ее команда обращаются к Медведчуку за консультациями. В частности, относительно России – у него там очень много друзей, коллег, которые могут вывести на какие-то встречи в верхах.
– По данным последних соцопросов, вас и Леонида Кучму население считает в несколько раз лучшими президентами, чем Ющенко. Неплохая площадка для того, чтобы опять идти в президенты. Не думаете баллотироваться?
– (Улыбается.) Нет-нет!
– А могли бы стать советником одного из кандидатов?
– Я сначала посмотрю, какая у кандидата в президенты программа, если она отвечает моим взглядам и видению будущего Украины, я могу его проконсультировать по его желанию.
– А как же Тимошенко? Ведь ни для кого не секрет, что вы питаете к ней особую симпатию, не критикуете, защищаете.
– Это правда. Но это вовсе не означает, что если я поддерживаю Тимошенко сейчас, то буду поддерживать ее на президентских выборах. Почему я сегодня ее поддерживаю? Потому что это единственное должностное лицо в Украине, которое реально работает и имеет полномочия для решения экономических и социальных вопросов. И я критикую президента за то, что он, не имея таких полномочий, вместо того чтобы выступить инициатором по объединению всех сил и вывести страну из кризиса, мешает это делать правительству. Он дает обводить себя вокруг пальца не очень квалифицированному окружению. Вот за что я его критикую. А Тимошенко поддерживаю, потому что она держит ситуацию в руках, держит страну. Это вовсе не потому, что я люблю Тимошенко и не люблю Ющенко. Нет. Да, я к Тимошенко отношусь с глубоким уважением. Потому что хрупкая женщина взвалила на себя такой груз. Я ставлю себя на ее место. Я бы так не смог. Я ей как-то по телефону говорил: "Вам нужно работать. У вас другого варианта нет. Работать и объяснять людям. Против вас поднялись все силы, которые есть в Украине".
– Ваш прогноз: кто против кого в ближайшее время будет объединяться – Тимошенко и Янукович против Ющенко или Ющенко и Янукович против Тимошенко?
– Вся Партия регионов не может объединиться ни с Ющенко, ни с Тимошенко. Но большая часть, более трезвая и прагматичная, на мой взгляд, объединится с БЮТ.
– Ваше политическое чутье вам подсказывает, кто будет следующим президентом?
– Если будет второй тур, то Тимошенко станет президентом.