Дипломатическое контрнаступление Украины. Чего ждать от Саммита мира-2
Президент Владимир Зеленский заявил, что сейчас идет подготовка уже ко второму Саммиту мира. Когда и где может пройти новый саммит, с какой целью Киев инициирует его проведение и каких результатов ожидает, выяснял Фокус.
Во время пресс-конференции по итогам Глобального саммита мира, который состоялся 15-16 июня в швейцарском Бюргенштоке, Владимир Зеленский, среди прочего, сказал и о новом саммите.
"У нас нет времени на долговременную работу. Движение к миру означает действовать быстро. Подготовка ко второму Саммиту мира займет месяцы, не годы. Поэтому когда план действий по миру будет готов и каждый шаг будет проработанным, откроется путь к проведению второго Саммита мира, а следовательно, и для завершения этой войны ради справедливого и длительного мира", — подчеркнул президент.
Владимир Зеленский также добавил, что уже есть страны, которые объявили о своем интересе принять второй Саммит мира, и официальный Киев начал с ними соответствующие переговоры.
В свою очередь министр иностранных дел Швейцарии Игнацио Касис, как сообщает The Guardian, заявил, что вероятно, второй Саммит мира состоится до президентских выборов в США, запланированных на ноябрь 2024 года. Целью следующего саммита, по мнению швейцарского дипломата, будет вопрос, как именно проложить путь к миру в Украине.
В том, что этот путь будет достаточно длительным и полным разного рода препятствий, не сомневаются эксперты, с которыми пообщался Фокус.
Сейчас мяч на стороне Путина
"Отталкиваясь от заявления Зеленского о том, что второй Саммит мира принесет мир в Украину, можно предположить: это означает, что к участию в этом мероприятии будет привлечена Россия. Кроме того, очевидно, во время второго Саммита мира будут артикулироваться все десять пунктов формулы мира. Учитывая эти обстоятельства, могу сказать, что второй саммит состоится не скоро, потому что он непосредственно связан с теми моделями поведения, которые будет выбирать Путин по отношению к Украине и Западу", — отмечает в разговоре с Фокусом политолог Олег Постернак.
По убеждению эксперта, после первого Саммита мира Украина будет максимально использовать этот "шлейф", а именно — коммюнике саммита в качестве доказательства гибридной антипутинской коалиции — и организовывать масштабное давление на РФ.
"Важно понимать: для того, чтобы Россия продемонстрировала свои меры восстановления доверия, она должна сделать какие-то шаги по тем трем пунктам, которые зафиксированы в декларации инаугурационного Саммита мира. После того, как эти шаги будут сделаны, можно будет говорить о том, что Российская Федерация способна вызвать к себе доверие. То есть, мяч сейчас на стороне России. Очевидно, что РФ все эти пункты отвергнет, но, тем не менее, в глазах мировой общественности будет картинка того, насколько реально РФ хочет мира", — подчеркивает политолог.
После Глобального саммита мира, акцентирует Олег Постернак, РФ в любом случае должна как-то среагировать, демонстрируя свою готовность быть стороной переговоров по окончанию войны.
Что же касается места проведения второго Саммита мира, то, по мнению, эксперта, это тоже является очень важным моментом — и не только с протокольной точки зрения.
"Скорее всего, второй Саммит мира будет принимать Саудовская Аравия или какое-то другое нейтральное государство. Это могут быть Объединенные Арабские Эмираты или Катар, которые имеют достаточно значительный опыт дипломатического посредничества в различных международных конфликтах. А вот когда именно состоится этот саммит — пока сказать очень трудно", — заключает Олег Постернак.
Кремль отвергнет все предложенные предложения
В свою очередь политолог Олег Саакян в разговоре с Фокусом отмечает следующее: "Я склонен считать, что заявление президента Зеленского о проведении через несколько месяцев второго Саммита мира — это, скорее, ориентирование партнеров на ускорение наработки повестки дня и согласования позиций. То есть речь идет, скорее всего, не столько о конкретной локации или конкретном времени, сколько о характере и динамике. Таким образом, если будет найден механизм реализации по заявленным трем позициям, второй этап будет проведен. Впрочем, по-хорошему, хотелось бы уже видеть в работе все десять пунктов формулы мира.
Второй Саммит мира, по убеждению политолога, должен засвидетельствовать либо готовность РФ к окончанию войны, либо ее отсутствие — "и тогда всем станет очевидно, что мир попытался, но Россия продолжает действовать с позиции агрессивных амбиций".
"Россия может участвовать во втором Саммите мира только в случае, когда по всем десяти пунктам будут достигнуты консенсусные позиции, по крайней мере, большинства участников, представленных на Саммите мира. Является ли такая ситуация реалистичной? Я к этому отношусь скептически, как, кстати, и к тому, что вообще РФ будет готова к дипломатическому завершению войны. Поэтому Саммит мира я воспринимал бы, скорее, как процессоориентированный механизм, призванный вернуть хотя бы часть силы международному праву, которое не сдало экзамен российской агрессией", — подчеркивает Олег Саакян.
В случае, если РФ отвергнет все предложенные предложения, Украина, по прогнозу эксперта, продолжит работать в рамках Саммита мира над созданием инструментов принуждения России.
"Мы довольно сложно и жестко должны принять реальность того, что мир не готов к краху России, и, соответственно, нам нужно иметь также собственный сценарий дипломатического завершения войны, который защищал бы наш интерес. Собственно, Саммит мира — это ничто иное, как дипломатическое контрнаступление Украины. Мы заняли стратегические высоты и достигли нескольких крайне важных результатов", — отмечает Олег Саакян.
Первым и ключевым таким результатом эксперт называет тот факт, что любой альтернативный мирный план, который предусматривает дипломатический мир за счет уступок жертвы, то есть Украины, станет маргинальным и не наберет даже половины той репрезентативности, которую имеет Саммит мира.
"Едва ли не впервые, начиная с 2014 года, дипломатия и слово "мир" начинают играть на справедливость, а не на стороне агрессора. Десять лет до этого мы существовали в ситуации, когда мир воспринимался только как уступки со стороны жертвы — и уступки со стороны агрессора исключительно в виде его недополученных амбиций. Теперь же контекст изменился на принуждение РФ, а не ее сдерживание. И это все мы можем увидеть и в санкционных пакетах, и в пакетах поддержки Украины, и в заявлениях ключевых столиц", — замечает по этому поводу политолог, добавляя, что теперь глобальное большинство — это слово на вооружении Киева, а не Москвы.
По убеждению Олега Саакяна, инаугурационный Саммит мира, среди прочего, дезавуировал российский миф о том, что российско-украинская война — это антиимпериалистический, антиамериканский поход против монополярного мира.
"Украина Саммитом мира продемонстрировала, что она, не будучи членом клуба сверхдержав, способна организовать беспрецедентный по репрезентативности саммит и стать фактически голосом тех стран, которые могут завтра оказаться на месте Украины", — отмечает политолог.
По его мнению, это еще не новый подход, но уже демонстрация того, что тегеранско-ялтинско-потсдамский мир, в котором собирались несколько полюсов и решали судьбу всего мира, ушел в историю.
"Собственно, Украина продемонстрировала амбицию на формирование механизмов реформы миропорядка не по полярному принципу, а наоборот — аполярной модели, которая закрывает для РФ лазейки, которыми она прикрывала постоянно инфраструктуру своей агрессии", — констатирует Олег Саакян.
Эксперт убежден, что "после успешного саммита в Швейцарии, несмотря на определенные вызовы, которые там проявились, следующие саммиты становятся очень привлекательным активом, за который будет бороться ряд игроков".
"Многие страны хотели бы, чтобы следующий саммит проводился у них, поскольку это становится их геополитическим активом. Поэтому, очевидно, в ближайшее время будут продолжаться торги, результат которых будет зависеть и от Украины, и от дипломатических усилий государств, которые хотят стать хозяином саммита. Эти страны должны предложить еще более широкую репрезентативность и возможность привлечения тех стран, которые не были представлены в Бюргенштоке. Вероятнее всего, второй Саммит мира будет принимать столица какого-то из неевропейских государств", — заключает Олег Саакян.
Путин имитирует готовность к переговорам
Именно на втором Саммите мира, как заявил Владимир Зеленский, будет представлен план завершения войны. Там также ожидается участие России. "Их (представителей РФ — ред.) присутствие будет говорить о том, что они действительно решили закончить войну", — отметил президент.
Впрочем, по его словам, переговоры между Киевом и Москвой могут начаться раньше при условии, что Российская Федерация выведет свои войска с украинской территории. "Мир не нужен им, это факт. Мир нужен всем нам — это факт", — акцентировал глава государства.
Между тем аналитики американского Института изучения войны (ISW) в своем отчете отмечают, что "Путин не заинтересован в добросовестных переговорах и лишь имитирует заинтересованность в рамках более широких информационных усилий, направленных на то, чтобы подстрекать Запад пойти на уступки, которые бы нарушили суверенитет Украины".
Эксперты ISW констатируют, что в обозримом будущем Кремль вряд ли согласится на переговоры, "учитывая, что теория российской победы основывается на предположении, что российские войска способны к неопределенному во времени ползучему продвижению на поле боя, чтобы выдержать западную поддержку Украины".