Геополитический вопрос. Как князья, цари и султаны вмешивались в дела украинской церкви

Петр Порошенко, выступая в Раде, заявил, что предоставление автокефалии — это вопрос не только религии, но и геополитики. В УПЦ МП парировали, что не следует смешивать дела церковные и политические. Возможно, не следует. Но, как показывает история церкви на украинских землях, этого правила никогда не придерживались

Русь и Византия

Первый "геополитический" конфликт вокруг православной церкви назрел сразу после крещения Руси. Византийские императоры с помощью церковных институтов хотели обуздать буйный нрав северных соседей и распространить на них свое влияние. Ясное дело, киевских князей такой вариант не устраивал. Вопрос автокефалии в те далекие времена не поднимался, а в эпицентре противостояния оказалась национальность киевских митрополитов. Высшего церковного иерарха на русских землях назначал Константинопольский патриарх, и обычно им оказывался грек. В Киеве же митрополитом хотели видеть кого-то местного.

Борьба длилась 250 лет с перевесом в сторону Константинополя (за все это время только 3 из 22 митрополитов родились на Руси) и закончилась неожиданно для всех сторон. В 1204 году Византийская империя пала под натиском крестоносцев, и ей стало не до продвижения своих интересов по другую сторону Черного моря. Одновременно с этим Русь окончательно развалилась и пережила страшное нашествие монголов. Киев перестал быть политическим центром некогда могучего государства.

Таким образом, первое "геополитическое" противостояние закончилось ничем в связи с уходом ключевых игроков с исторической арены.

Митрополиты Киевские, Галицкие, Литовские и Московские

В 1299 году Киевский митрополит Максим перенес свою резиденцию подальше от монголов во Владимир-на-Клязьме, а его преемник Петр Ратенский переехал в соседнюю Москву. В дальнейшем митрополиты Киевские там и остались.

Однако со смещением церковного центра на север готовы были мириться не все. Сначала галицко-волынские князья в 1303 году добились от Константинопольского патриарха права основать собственную митрополию. Затем с их упадком на арену церковного противостояния вышли литовские князья, которые соперничали с московскими в деле "собирания" русских земель и хотели иметь собственного церковного иерарха. Несколько раз им удавалось добиться назначения митрополитов Литовских и Киевских (в отличие от митрополитов Киевских и всея Руси, сидевших в Москве), но решительного успеха в этом деле они не достигли.

Ситуация изменилась, когда в 1448 году церковный собор в Москве самочинно объявил о самостоятельности местной церкви. В ответ Константинопольский патриарх в 1458 году назначил нового митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, власть которого признали на территории Великого княжества Литовского.

Московский князь протестовал против такого решение, но ничего не добился. В конце концов в Москве признали утрату церковного контроля над украинскими и белорусскими землями, и с 1461 года местные митрополиты стали именоваться Московскими. Православная церковь на территории бывшей Киевской Руси окончательно разделилась на две части и в таком виде просуществовала до 1686 года.

Угроза с запада

В следующий раз угроза Киевской митрополии пришла с запада. В 1569 году после объединения Польши и Литвы в единую Речь Посполитую на украинских и белорусских землях началось активное насаждение католицизма, и стал вопрос о самом существовании православной церкви. Тогда украинская шляхта постепенно согласилась креститься по-новому, но простое население не хотело изменять вере предков.

В связи с этим католическое духовенство при поддержке королевской власти взяло курс на унию, которая фактически предполагала признание православными иерархами верховенства Папы Римского при сохранении прежней обрядовости в богослужении.

В 1596 году на церковном соборе в Бресте уния была официально утверждена. На ее сторону стало большинство православных епископов, в том числе и митрополит Михаил (Рогоза). Православная церковь хоть и продолжила существование, но фактически осталась обезглавленной. Но это была победа лишь в первом раунде.

Вскоре на защиту православия стали казаки. В 1620 году гетман Петр Сагайдачный вместе со всем Войском Запорожским вступил в Киевское православное братство, а спустя несколько месяцев при поддержке запорожцев иерусалимский патриарх Феофан посвятил игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого в сан. Киевская митрополия была восстановлена, и хотя противостояние с униатами и католиками продолжалось, вопрос о существовании православной церкви уже не поднимался.

Заворот к Москве

В следующий раз "геополитический" фактор вмешался в церковные дела во второй половине XVII века. В 1654 году гетман Богдан Хмельницкий вместе с казаками перешел "под руку Московского царя".

Кремль сразу взял курс на инкорпорацию Гетманщины в состав своего государства как в политической, так и в духовной сферах. При жизни Богдана Хмельницкого эти нападки удавалось успешно отражать. Не желало признавать власть Московского патриарха и украинское духовенство, которое боялось потерять свою фактически полную независимость при номинальном подчинении Константинополю.

Но Москва не оставляла попыток. Уже в 1659 году в подписанных новым гетманом Юрием Хмельницким Переяславских статьях говорилось, что киевский митрополит и все духовенство находятся "под благословением святейшего патриарха Московского". Правда, дальше дело не пошло, и в следующие годы Киевской митрополии удавалось отстаивать свои права.

Обстоятельства изменились в 1670-х годах. К этому времени митрополия оказалась разделенной на две части по Днепру государственной границей между Московией и Речью Посполитой. Левобережное духовенство не желало усиления "польской" части и наладило отношения с Белокаменной. Гетманом на левом берегу Днепра в это время был Иван Самойлович, который признавал власть царя. В этих условиях Москва перешла в решающее наступление.

В 1685 году на церковном соборе в Софии Киевской под давлением гетмана митрополитом был избран бежавший из Польши епископ Луцкий и Острожский Гедеон (Святополк-Четвертинский), который, в отличие от своих предшественников, отправился за "архипастырским рукоположением" не в Константинополь, а в Москву. Там он был посвящен патриархом Иоакимом, которому и принес присягу на верность.

Таким образом произошло фактическое подчинение украинской церкви Москве. Поскольку с канонической точки зрения этот акт был нелегитимным, уже после рукоположения к Константинопольскому патриарху Дионисию отправились дьяк Никита Алексеев и гетманский посланец Иван Лисица. Переговоры начались неуспешно – патриарх не хотел отказываться от Киевской митрополии. Тогда царские посланники обратились напрямую к султанским властям.

В то время Османская империя с треском проигрывала войну Священной лиге европейских государств. В 1683 году турки потерпели сокрушительное поражение под Веной, а в 1686 году после 140-летнего владычества оставили венгерскую столицу Буду. В этих условиях султан видел потенциального союзника в лице московского самодержца и не хотел портить с ним отношения. В результате османский великий визирь согласился посодействовать царским посланникам, после чего патриарх Дионисий изменил позицию и уступил Киевскую митрополию Московскому патриарху. За свое решение он получил в качестве благодарности 200 золотых и "три сорока соболей".

Так что вопрос подчинения украинского духовенства российскому иерарху решался сначала на межгосударственном уровне, и только потом опустился на церковный. И этот момент в современной УПЦ МП предпочитают замалчивать

Первоначально Киевская митрополия вошла в состав Московского патриархата на широких автономных правах, однако практически сразу они стали нарушаться. Сначала Киевский митрополит стал именоваться митрополитом не "всея", а "Малыя России". А в 1722 году митрополия была ликвидирована и преобразована в обычную епархию.

Возрождение украинской церкви (не считая непродолжительного периода во время Украинской революции 1917-1921 годов) началось только после провозглашения независимости. Но добиться своей канонической самостоятельности, то есть автокефалии, ей так и не удалось, и причины здесь, по-прежнему, во многом геополитические.