Повитухи и цирюльники. Чем болели и как лечили в Средневековье

Историк Людмила Ващук рассказывает о том, какой была медицина в Средние века – насколько разнообразной была диагностика, как работали медики, и такой ли короткой была продолжительность жизни, как мы думаем

КТО ОНА

Историк, кандидат исторических наук. Соосновательница некоммерческого проекта "Symbolon. Центр середньовічних та ранньомодерних студій". Участница исторического научно-популярного фестиваля Legio Historica

ПОЧЕМУ ОНА

Специализируется на истории раннемодерной Франции, средневековой и ренессансной медицине

Если сейчас кто-то употребляет слово "средневековый", описывая некое явление, то чаще всего это значит – "отсталый", "шарлатанский" и "варварский". Средние века принято называть темными, и эта "темень" распространяется и на масштабные процессы, которые происходили в те времена, и на бытовые, простейшие вещи. Одним из самых распространенных убеждений стало, к примеру, то, что люди в Средние века не мылись, а в головах у них заводились не то, что вши, а даже целые мыши. Не менее распространенными являются истории о средневековых эпидемиях – чумы, холеры и оспы, "выкашивавших" половину населения.

Fullscreen

Тем временем историки, которые корректно работают с темой Средневековья, продолжают открывать новые факты и сюжеты – благодаря тщательному анализу источников и находкам новых документов. Благодаря этому можно узнать интересные, иногда противоречащие нынешним убеждениям, факты о той эпохе, и, в частности, о медицине Средневековья и продолжительности жизни. Об этом Фокус поговорил с историком Людмилой Ващук, профессиональные интересы которой сосредоточены на средневековом и раннемодерном периодах.

Разноликая медицина

Одним из прогрессивных медицинских центров в Средневековье была Салернская медицинская школа. В частности потому, что там принимали на учебу и практику женщин. А вот Парижский университет даже во время Возрождения оставался крайне схоластическим и негативно реагировал на новшества. Медицина в Салерно была в основном теоретической, так как действовал запрет церкви на исследование тела человека. И даже в такой прогрессивной школе, как Салерно, до 1238 года не делали вскрытия тел ни людей, ни животных. Обучение проводили на основе трудов античных авторов – Гиппократа, Галена, к примеру.

Fullscreen

Школа медицины в Салерно

Многие античные практики были забыты, так как по-гречески тогда не читали. К примеру, кесарево сечение делалось неправильно, и только тогда, когда роженица была уже мертва. Но все изменилось в период Ренессанса, когда начали изучать древнегреческий и древнееврейский языки, им обучались и ученые, и женщины в аристократических семьях. К примеру, Маргарита Ангулемская, сестра французского короля Франциска I, знала несколько языков. Эразм Роттердамский уважал ее, писал в письмах о ее уме. В это время с греческого на латынь перевели труды античных авторов, а с подъемом национальных государств и языков хирурги-практики писали уже не на латыни, а на французском или итальянском, например.

В Средние века и раннемодерное время медики не были однородной группой. Это понятие включало в себя докторов медицины, которые окончили университеты, это были и хирурги-цирюльники, прошедшие курсы и получившие лицензию на практику, это были и акушерки. При этом преподаватели на медицинских факультетах не имели права на хирургическую практику.

Домашняя медицина также существовала в Средневековье. У каждой женщины в шкафчике стояли настойки, рецепты которых передавались из поколения в поколение.

Fullscreen

Цирюльник вырывает зуб

Перед ней все равны

Помимо войн чаще всего умирали от инфекционных болезней и заболеваний, связанных с недостатком витаминов. Это могла быть цинга, также инфекционная болезнь Нома, заболевание полости рта, которое приводило к сепсису и смерти. Эти болезни тогда не лечили. В дневниках XVI века я читала, что богатые люди могли бросить все, уехать и так спастись от чумы. Но вот перед оспой были равны все, от нее тогда вакцины не было.

Меня часто спрашивают, существовали ли в Средневековье аллергии или грипп. Но тогда определяли не грипп, а жар, и его лечили. Существовали настойки от расстройства желудка, но при этом умирали от диареи – от элементарных болезней, которые сейчас лечатся. Таких примеров много. Даже бытовые травмы и легкие болезни в Средневековье не лечили, соответственно, у человека начиналось обострение, и он умирал от осложнений.

Короткая продолжительность жизни – во многом миф. Несмотря на болезни, в Средневековье была такая закономерность: если ребенок выживал в ранние годы и вырастал, у него были большие шансы дожить даже до 90 лет, особенно у мужчин, которые не рожали. Например, французский хирург Амбруаз Паре прожил 80 лет. И это не уникальный случай, французская повитуха Луиза Буржуа прожила 73 года. Когда говорят о малой продолжительности жизни в Средние века, то она получается от того, что в расчеты включают раннюю детскую смертность, смертность рожениц и массовые эпидемии вроде чумы. Но это не значит, что все люди тогда жили мало.

Fullscreen

Хирург делает операцию

Как определить болячку

В целом диагностика была на крайне низком уровне. Если пациент встречался с врачом, то основой диагностики был внешний осмотр. Это связано с теорией гуморов, или телесных соков. Теория гласила, что в организме человека есть четыре гумора – кровь, флегма, черная и желтая желчь. И если у человека в организме преобладает какой-то один гумор, то ему присущи определенные качества. Если преобладает флегма, то человек – флегматик, если кровь – то сангвиник, если черная желчь – то меланхолик, а если желтая желчь – то холерик. Так доктор ставил диагноз и назначал лечение, это могло быть кровопускание или диета.

Самим гуморам тоже давали характеристики – к примеру, сухой, влажный, теплый или холодный. И если у человека преобладал гумор со свойствами холода, то ему прописывали согревающую еду. Кроме того, есть миниатюры, где изображено, как доктор меряет пульс. Лечили травами, знали, какие растения обладают обезболивающими свойствами, прописывали белладонну в ограниченных количествах.

В Шотландии проводили раскопки на месте монастыря Сутра Айл, где была больница. Там нашли ампутированную конечность, антропологи определили, что она была от природы деформирована, поэтому ее отрезали. А рядом нашли семена трех видов – в частности, черную белену, болиголов и белый мак, из которых делали обезболивающее при ампутации.

Fullscreen

Таблица, по которой сверяли цвет мочи

Важным элементом средневековой диагностики был анализ мочи. Обычно это делали так: пробовали мочу на вкус, нюхали, смотрели, нет ли осадка, анализировали цвет. До XIV века действовала такая практика: можно было ставить диагноз исключительно на основе мочи, не видя пациента. Врач оценивал цвет мочи, сравнивал его с таблицами, где описывались соотношения состояния здоровья и цвета.

Медицина по-женски

Если говорить о женщинах в медицине Средневековья, то в этой истории много белых пятен. Так сложилось потому, что женщины были в тени, часто оставались неизвестными. И даже трактаты, которые входят в известный сборник "Троттула", составленный женщиной-медиком, в домодерные времена переписывались без сохранения "авторского права". В Средневековье считалось, что женщина недостаточно умна, чтобы самой писать трактаты.

Сейчас гинекология считается одним из важных направлений в медицине и дорогим к тому же. Но когда я читаю средневековые тексты, оказывается, что в обществе того времени к повитухам относились негативно, и это раздражает. Мужчины-доктора считали, что принимать роды – ниже их достоинства, и доктор мог только присутствовать. Работа этих женщин обесценивалась, в целом женщина-знахарка, которая разбиралась в травах, была первой претенденткой на сожжение на костре во время церковных гонений. Для нас это неприемлемо и несправедливо, но в обществе того времени такое отношение было нормой.

Fullscreen

Процедура кровопускания

Флорентийка Якоба Феличе окончила медицинский факультет Болонского университета, переехала в Париж и много лет вела там практику. Она не только ставила диагнозы, но сама практиковала и делала хирургические операции. Чтобы этим заниматься, нужна была лицензия, ее получали от городской власти, предварительно сдав экзамен. А у Якобы Феличе такой лицензии не было. В 1332 году состоялся судебный процесс, местные власти судили ее за нелегальную медицинскую практику. На процессе выступали свидетелями семь пациентов Якобы Феличе, за которых не брались другие врачи. И хоть она их успешно вылечила, суд постановил лишить ее практики, и если Феличе вернется к этому занятию, то отлучить ее от церкви.

В трактатах женщин-медиков называли Nobilis matron, или дама из Салерно, но это значит не благородное происхождение, а то, что их почитали за опыт и достижения в их профессиональной среде. Те медики из Салерно, происхождение которых известно, пошли учиться потому, что их семья, окружение, имели отношение к школе и этой профессии. Это правило действовало и позже: у известной акушерки Луизы Буржуа, которая жила в XVI веке, муж был хирургом. У нее были дети, семья, муж много не зарабатывал. На путь акушерства ее надоумила другая акушерка, которая принимала у нее последние роды. Думаю, что повитухами женщины работали ради финансов.

Fullscreen

Повитухи принимают роды

Большинство дам-медиков из Салерно концентрировали свое внимание на женщинах – их болезнях, косметологии. В трактате "О красоте" рассказывалось, как ухаживать за кожей, чтобы не было морщин, как правильно удалять волосы с тела. Кроме того, очень популярной была тема зачатия, вынашивания ребенка и родов. Также женщины-медики посвящали себя другим медицинским дисциплинам: писали и о лихорадке, о меланхолии, о диагностике с помощью мочи.

Луиза Буржуа знаменита тем, что была личной акушеркой королевы Марии Медичи, приняла всех ее детей. При дворе Луиза Буржуа принимала роды у придворных дам, имела хорошую репутацию, и королева выбрала ее сама. На то время доход обычной французской акушерки составлял 50 ливров, а Луиза Буржуа за каждого доношенного, здорового младенца-мальчика получала 500 ливров, а за девочку – 300 ливров.

Fullscreen

Луиза Буржуа, повитуха французской королевы Марии Медичи

Буржуа написала и издала первый труд о гинекологии, основанный на ее опыте и наблюдениях. К примеру, она описала крестьянок, которые на большом сроке беременности поднимают брикеты сена и несут их. И ничего не случается ни с женщиной, ни с плодом. Буржуа писала, что горожанки не смогли бы делать так же, и сделала вывод о влиянии физических нагрузок на беременность. Этот трактат, включавший также множество практических предложений и наблюдений, стал таким популярным, что во Франции его переиздавали около 50 раз, а также перевели на три языка.