Юбилей Годзиллы: культовый Nissan Skyline GT-R празднует 60-летие (фото)
Nissan Skyline GT-R вобрал в себя все новейшие технические достижения, однако всегда оставался доступнее экзотических суперкаров. Спортивная модель поражала характеристиками и успешно выступала в гонках.
В мае 2024 года свое 60-летие празднует одна из самых легендарных японских моделей — Nissan Skyline GT-R. Это спортивное авто стало грозой дорогих суперкаров. Фокус расскажет его историю.
Идея создать недорогую спортивную модель родилась в начале 60-х. Nissan только выходил на глобальный рынок и его руководство решило, что участие в гонках GT позволит компании заявить о себе на весь мир.
За основу взяли седан среднего класса Nissan Skyline который оснастили 2,0-литровой 165-сильной шестеркой. Под названием Skyline 2000 GT четыре авто в мае 1964 года заявились в Гран-при Японии и сразу же заняли места со второго по шестое, уступив лишь Porsche 904.
Вскоре выпустили и серийный Nissan Skyline 2000 GT с дефорсированным 125-сильным двигателем. Пробу пера признали успешной и развитие спортивной линейки продолжили.
В 1968 году дебютировал новый Nissan Skyline второго поколения и почти сразу появилась его заряженная версия 2000 GT-R с 2,0-литровой шестеркой на 160 л. с. На этот раз предлагался не только седан, но и купе. За четыре года авто выиграло 49 гонок.
Новый Nissan Skyline 2000 GT-R 1973 года получил новый обтекаемый кузов, однако сохранил платформу и двигатель предшественника. Из-за топливного кризиса выпустили всего 195 таких купе и сейчас они очень ценятся коллекционерами.
После этого было решено сконцентрироваться на производстве спорткаров Nissan 240/260Z, а Skyline GT-R создавали только для соревнований. Так, в 1982 году создали 570-сильное купе Super Silhouette, которое выиграло семь гонок.
Однако через 5 лет в Японии организовали новый чемпионат Group A и его правила требовали наличия серийных версий гоночных авто. Вот почему появилось купе Nissan Skyline 2000 GTS-R с 2,0-литровым 210-сильным турбомотором.
Но по-настоящему популяризировал серию Nissan Skyline GT-R R32 1989 года, который вобрал в себя самые новые технические достижения того времени. Купе получило полный привод, ABS и управляемые задние колеса. 2,6-литровая турбошестерня на 276 л. с. позволяла разгоняться до 100 км/ч за 5,6 с и развивать 250 км/ч.
Nissan Skyline GT-R R32 оказался очень популярным — выпустили почти 44 тыс. авто. Впрочем, специальные версии модели вроде V-Spec или N1 были гораздо реже.
В гонках модель также стала успешной — дважды выигрывала новосозданный японский чемпионат SuperGT, причем победила во всех 29 этапах, в которых она участвовала. К тому же, Skyline GT-R триумфовал в сложной австралийской гонке "1000 миль Батхерста". Непобедимое авто получило прозвище Годзилла.
В 1995 году дебютировал улучшенный Nissan Skyline GT-R R33. Он продолжил успешно выступать в гонках — снова дважды выиграл серию SuperGT и даже занял 10 место в знаменитой гонке "24 часа Ле-Мана". Интересно, что небольшими партиями начали делать и седаны.
Финальной эволюцией купе стал Nissan Skyline GT-R R34 1999 года. Его 2,6-литровый турбомотор на бумаге развивал 280 л. с., а в реальности — 320-330 сил. Интересно, что версия V-Spec даже установила рекорд круга на автодроме Нюрбургринг, оставив позади Ferrari и Porsche. Однако популярной модель не стала — изготовили всего 12 тыс. Skyline R34.
Сразу после прекращения выпуска Nissan Skyline GT-R R34 в 2002 году новая модель не разрабатывалась. Однако спорткар уже стал культовым: его любили тюнеры, он стал героем фильмов "Форсаж". Стоимость редких версий авто порой достигает миллиона долларов.
После паузы на несколько лет в Nissan взялись за разработку совершенно новой модели GT-R, которая дебютировала в 2007 году. Она не имела ничего общего с предшественниками, кроме компоновки. Полноприводное купе оснастили 3,8-литровым V6 твин-турбо на 480 л.с. и роботизированной КПП, который позволял соревноваться с дорогими суперкарами.
Nissan GT-R постоянно модернизировали. Мощность стандартного купе постепенно выросла до 570 л. с., появился и экстремальный 600-сильный вариант Nismo, способный разогнаться до сотни за 2,8 с и развить 310 км/ч. А еще Годзилла пять раз побеждала в чемпионате SuperGT.
Особого упоминания заслуживает эксклюзивный Nissan GT-R50 с кузовом от Italdesign и 710-сильным мотором. Он разгоняется до 330 км/ч. Всего выпустили 50 таких купе стоимостью почти миллион евро и это самый быстрый и самый дорогой Nissan всех времен.
Nissan GT-R — модель-долгожитель, которую вскоре снимут с производства. Ее преемник планируется и не исключено, что новая Годзилла станет электрической.
Между прочим, этой весной свое 60-летие празднует еще один легендарный спорткар — Ford Mustang.
Также Фокус рассказывал о 45-летнем юбилее "Гелендвагена".