Единый кандидат от оппозиции: за и против

В новом году оппозиции предстоит сделать главный выбор — идти на президентские выборы порознь или выдвинуть единого кандидата уже в первом туре

Related video

Весь прошлый год три лидера оппозиции демонстрировали единство. Десятки совместных брифингов, поездок по стране, выступлений на митингах — иногда казалось, что Виталия Кличко, Арсения Яценюка и Олега Тягнибока сложнее встретить поодиночке, чем вместе.

Социологи утверждают, что перетекание голосов между провластным и прооппозиционным электоратом в Украине почти невозможно. В то же время исследования социологической группы "Рейтинг" показывают, что если бы президентские выборы состоялись в декабре, то во втором туре у действующего президента выиграли бы и Кличко, и Яценюк, и Тягнибок. Поэтому, если нынешние тенденции сохранятся, главной задачей каждого из трех лидеров оппозиции станет попадание во второй тур, где победа над Виктором Януковичем может оказаться делом техники и борьбы с фальсификациями. В результате оппозиционеры вынуждены делить между собой один кусок избирательного пирога и становиться друг другу главными конкурентами.

Один за одного
Самым активным в 2013 году был Кличко. Во время блокирования парламента фракция "УДАР" во главе с лидером показательно оставалась на ночные дежурства, хотя их партнеры по оппозиции указывали на бессмысленность таких подвигов. После Кличко проигнорировал несколько совместных акций в рамках кампании "Вставай, Украина!", что каждый раз объяснялось "важными зарубежными визитами". Депутаты из Батькивщины и Свободы "не на диктофон" излагали свою версию: Кличко пытается начать собственную игру. Тем более что в роли майданного оратора он не так убедителен, как Яценюк или Тягнибок.

Но активнее всего Кличко отстаивает свою самостоятельность в вопросе единого кандидата от оппозиции. 18 мая на финальной акции "Вставай, Украина!" в Киеве Яценюк, Тягнибок и Кличко подписали меморандум, в котором обязались поддержать единого кандидата лишь во втором туре выборов. Их решение отдельно идти на выборы публично одобрила и Юлия Тимошенко.
Уже через месяц было обнародовано социсследование Киевского международного института социологии, в котором Кличко называют самым рейтинговым политиком страны, обогнавшим даже Виктора Януковича (15,9% против 14,3%). В тот же день Кличко заявил, что оппозиция должна определиться с единым кандидатом уже в первом туре выборов. Критерий выбора он предложил логичный и выгодный для себя: единым кандидатом станет тот, кто имеет самый высокий рейтинг. Партнеры из Батькивщины и Свободы инициативу не поддержали, напомнив о майских договоренностях.

Но лидер УДАРа уступать не собирается, тем более что его рейтинг все еще растет.
24 октября с парламентской трибуны Кличко объявил, что идет в президенты, а 15 ноября предельно категорично заявил Фокусу: "Баллотирование Яценюка и Тягнибока усложнит задачу оппозиционных сил, откроет поле для манипуляций власти". Публичной реакции его союзников это не вызвало, все оппозиционеры обтекаемо заявили о "продолжении консультаций".

Вскоре начались протестные акции в Киеве, и общественный сектор евромайдана потребовал выдвижения единого кандидата от оппозиции уже в первом туре будущих президентских выборов, то есть, по сути, поддержал позицию Кличко. И это требование оппозиция будет вынуждена как минимум учитывать.

Политтехнологические проблемы
Теоретически, чтобы разговоры о едином кандидате обрели конкретику, необходимо сделать три шага:
— определить критерий отбора единого кандидата, например, результаты социологического исследования, профинансированного и подконтрольного в равной мере представителям всех трех оппозиционных сил;
— объяснить избирателям, почему у них отнимают право проголосовать, к примеру, за любимого кандидата Т и предлагают вместо него кандидата К;
— пообещать союзникам, которые снимутся с дистанции, достойные должности для них самих и их окружения в случае победы единого кандидата.

Первые два пункта при условии усмирения собственных амбиций претендентов вполне выполнимы. Третий же требует, по сути, возврата к Конституции 2004 года и перехода к парламентско-президентской форме правления, поскольку в нынешних условиях ни одна должность по своему весу не сравнится с постом главы государства. Невесть откуда появившийся расклад "Кличко — президент, Яценюк — премьер, а Тягнибок —
спикер" оппозиция комментировать отказывается, а вот возврат к Конституции 2004 года, по информации Фокуса, действительно обсуждается в узких оппозиционных кругах и должен войти в пакет договоренностей.

Стимулировать оппозиционное трио к компромиссу должна теория "разбитых окон": если в каком-то из округов оппозиция не могла согласовать единого кандидата, там появлялся альтернативный "выдвиженец от оппозиции", зачастую не один. То же самое может случиться и в 2015-м. Тем более что в последние месяцы обозначился еще один сильный игрок на оппозиционном поле — Петр Порошенко.

По данным октябрьского опроса Центра Разумкова, его рейтинг составлял всего 3,8%. Однако во время евромайдана Порошенко проявил себя очень активно — к примеру, первым из политиков примчался на Банковую 1 декабря, чтобы лично остановить провокаторов, которые забрасывали милицию булыжниками и взрывпакетами. Результат налицо — в декабрьском опросе Центра Разумкова Порошенко набрал уже 10,3%, обогнав Олега Тягнибока (5,8%) и приблизившись к Арсению Яценюку (11,8%).

Этот путь сложен. Прежде всего по причине личных амбиций оппозиционных лидеров, в какую бы форму они их ни облекали. Так, Арсений Яценюк апеллирует к позиции Юлии Тимошенко, которая летом прошлого года де-факто передала ему бразды правления в Батькивщине, а экс-премьер выступает категорически против единого кандидата в первом туре. Олег Тягнибок, в свою очередь, утверждает, что единый оппозиционный кандидат станет очевидной мишенью для власти, которая попытается всячески его нейтрализовать. И возможности для этого у власти действительно имеются, что и показали принятые в прошлом году и касающиеся учета и регистрации налогоплательщиков изменения в Налоговый кодекс. Согласно им, лидер УДАРа может потерять возможность баллотироваться в президенты, так как имеет право на постоянное проживание в Германии. Правда, в интервью Фокусу Кличко заявил, что от такого права отказался.

Если же лидеры оппозиции пойдут на выборы раздельно, среди них вполне возможна война на уничтожение. Свою лепту в раскол оппозиции, несомненно, будет вносить и власть. Вышеупомянутая "поправка Кличко" была предложена (возможно, случайно) одним из депутатов от Батькивщины, и депутаты от Партии регионов, провластные политологи и СМИ наперебой трубили о том, что "Яценюк сливает Кличко".

К концу 2013-го самый высокий рейтинг показывал лидер УДАРа. Весь прошлый год он старательно избегал ответов на острые вопросы о языковой политике, украинской истории или составе правительства после его победы на выборах. Вместо этого он действовал простыми методами: например, привел на евромайдан своего младшего брата Владимира, за которого в недавнем бою с россиянином Поветкиным болела вся Украина. Несколько приветственных слов от победителя — и Майдан радостно скандирует "Клич-ко!".

Арсений Яценюк в прошлом году возглавил Батькивщину, но, судя по данным соцопросов, для лидирования в рейтинге оппозиционеров этого мало. Олег Тягнибок возглавляет своих партийцев на многочисленных "акциях прямого действия", а его личный рейтинг все равно стоит на месте.
Но как бы ни колебались рейтинги трех лидеров оппозиции, в этом году им предстоит сделать главный выбор — идти на президентские выборы порознь или выдвинуть единого кандидата уже в первом туре. Ошибиться нельзя.

Милан Лелич, Фокус