Российский политтехнолог Алексей Ситников поможет Юлии Тимошенко достичь невиданных высот

Российский политтехнолог Юлии Тимошенко рассказал Фокусу о деньгах на президентские выборы и о том, может ли расколоться БЮТ

Кандидаты в президенты Украины начинают формировать предвыборные штабы. Почти все отечественные политики непременно приглашают политтехнологов из-за рубежа, поскольку считают, что они сыграли большую роль в исходе кампании-2004. Юлия Тимошенко – не исключение. Фокусу удалось встретиться с политконсультантом лидера БЮТ россиянином Алексеем Ситниковым, который вел последнюю кампанию Блока на парламентских выборах и по сей день является советником Тимошенко в политических вопросах.

– Раньше мы виделись каждый день, – говорит г-н Ситников, – а сейчас, когда она почти постоянно в правительстве, я как гражданин России не могу свободно пройти к ней. Но мы встречаемся, конечно, у нас есть темы для обсуждения.

Г-н Ситников – доктор психологических наук, руководитель крупнейшей РR-компании "Имидж-контакт", которой в этом году исполняется 20 лет. За это время его команда провела более 400 избирательных кампаний по всему миру.

О признании заслуг Ситникова свидетельствует и тот факт, что его день рождения (24 февраля) принято считать Днем политического консультанта, который отмечается в странах СНГ.

– Как вы думаете, будет ли Тимошенко привлекать новых политтехнологов?
– Честно говоря, она сама гениальный политтехнолог. Мы с коллегами неоднократно убеждались, что пока мы рассчитывали какие-то идеи неделями или месяцами, Юлия Владимировна приходила к этому сама. Она очень быстро учится, у нее потрясающие чутье и энергетика, сила воли и драйв. Среди всех клиентов, а у нас их было около 400, мы считаем Тимошенко одним из самых ярких персонажей.

– Предстоящая президентская кампания будет иметь какую-то отличительную черту?
– В Украине выборы являются лишь публичной и международной легитимизацией договоренностей бизнес-элит. Независимо от результата выборов, если элиты не договорились, все переигрывается.

– Все говорят о том, что в ближайшее время развернется настоящая война компроматов между политическими лидерами. В этом году черный пиар будет основным оружием кампании?
– Конечно, начнется война компроматов – это дешевле! Тем более что политики оказались в такой ситуации, когда ни один из них не может сказать, что делать. Никто в мире не скажет, как вывести страну из кризиса и где взять деньги, как создать рабочие места. И умнейший человек Пинзеник пишет заявление об уходе, потому что действительно не знает, что предпринять. Сейчас во всех странах министры финансов готовы уйти.

– В какую сумму обойдется предстоящая кампания и на чем, по вашему мнению, будут экономить кандидаты? Например, Тимошенко.
– А откуда они возьмут средства на выборы? У олигархов денег нет, у государства тоже нет. Разбрасываться сотнями миллионов, как раньше, никто не будет. Полноценная избирательная кампания в зависимости от лояльности к вам СМИ стоит не менее 10 долларов за голос. Цена колеблется от 10 до 100 долларов. Но инвестиции в политику рассчитываются 1 к 10. Если выиграли, получаете минимум в 10 раз больше, чем вложили.

– Как вы оцениваете шансы реальных кандидатов на президентских выборах?
– А кого вы считаете кандидатами?

– Тимошенко, Янукович, Ющенко.
– Ющенко – нет! Можете забыть о существовании этого персонажа. Если он не хочет остаться посмешищем, в оставшееся до выборов время ему нужно как-то реабилитироваться в глазах народа и заявить, что он на выборы не идет. И преемника у него не может быть. Вероятно, просто кто-то займет его электоральную нишу. Мне это напоминает ситуацию 1996 года, когда перед нами стояла задача переизбрать Ельцина. Мы это сделали. Но Ющенко – не Ельцин. Тот был бойцом – когда его загоняли в угол, он становился настоящим медведем. Проблема в том, что в Украине исторически так сложилось, что мужское поведение было нивелировано. Единственны политик в этой стране, уж извините за грубость выражения, "с яйцами" - Юлия Тимошенко. Поэтому она всех и переигрывает здесь.

– Поэтому "люби друзи" Ющенко перешли на сторону Тимошенко?
– Думаете, они ее любят? Нет! Просто с ней можно выживать.

– Но у премьера начали появляться и враги из числа партнеров. Есть пример экс-социалиста Винского, совсем недавно из таможни выбыл Хорошковский. Он заявил, что для Тимошенко все люди являются ресурсом для использования.
– Поймите, Тимошенко – ситуативный политик. Для нее нет сильных врагов или друзей, а есть сильные политики. И она заранее не может сказать, кто у нее будет другом, а кто врагом. Это и есть политика. Однако Тимошенко потеряла очень сильного политического игрока – Хорошковского. Если она готова ради развития страны жертвовать любыми отношениями, то он перфекционист во всем: от диеты и занятия спортом до стиля работы. Хорошковский – полная противоположность Юлии Владимировны. Однако здесь прослеживается один важный момент: такой яркий человек, как Тимошенко, не дает развиваться другим личностям. Поэтому на заседаниях Кабмина никогда не бывает диалога.

– А нужно ли Тимошенко становиться президентом?
– Тимошенко, конечно, нужно президентство только в формате, когда ее человек будет премьером, а для этого у нее должен быть и парламент. Поэтому ей выгодно провести одновременно и парламентские, и президентские выборы.

– Есть ли уже договоренности между элитами на президентских выборах?
– Нет. Поэтому как бы кампания ни прошла, победа кандидата будет решаться не электоратом, а Конституционным судом, ЦИК, Верховным судом. Пока они не договорятся, результатов не будет.

– Вы видите других кандидатов на этих выборах, кроме Тимошенко и Януковича?
– Мне кажется, из бизнесменов с состоянием между сотней миллионов и миллиардом в скором времени появится несколько персонажей, осознавших, что у них достаточно опыта и ресурсов, СМИ, которые бросят вызов старому поколению политиков. Кризис этому поможет.

– Поговаривают о том, что Фирташ настроен на собственный политический проект.
– Я думаю, разговоры о том, что Фирташ кого-то финансирует, это просто слухи. Сейчас ему не до этого – здесь он должен столько, там – столько. А ведь на выборы нужны сотни миллионов долларов.

– В Партии регионов сейчас наблюдается раскол по группам. БЮТ ждет та же участь?
– В БЮТ нет одного-двух акционеров, которые могут между собой ругаться. В хорошем смысле, БЮТ – это почти военная организация, которая выросла в оппозиции и выстраивалась как система быстрого реагирования.

– Регионалов братьев Клюевых, которые симпатизируют Тимошенко, и бютовца Абдулина обвиняли в замысле дважды инсценировать отставку правительства. В конце декабря и пару недель назад. Это был технологический ход?
– Скажем, это правильный технологический ход. Если ты понимаешь, что тебя могут снять, нужно публично создать ситуацию, при которой увольнения не будет. В команде Юлии Тимошенко Саша Абдулин, безусловно, является очень талантливым человеком. Я рядом с ним плечо к плечу прошел год. Не имея собственных СМИ, ни одного телеканала, ни одной нормальной газеты или журнала, ему удалось многое сделать для медийного позиционирования Тимошенко.

– Весь прошлый год, практически со дня назначения Тимошенко премьер-министром, Секретариат президента обвинял ее во всевозможных грехах – от связей с Москвой до государственной измены. Насколько это подпортило ее имидж?
– Да не прилипает это к ней! Поймите, это ее ниша! Вспомните, как Жириновский вытащил Немцова на свою территорию и вылил на него лимонад, втянув в эту грязь. Это его стихия.

– А какую роль играет в команде Тимошенко Виктор Медведчук, которого называют связующим звеном в переговорах между Россией и Украиной?
– Я не знаком с Медведчуком. И не знаю, какое место он занимает в команде Тимошенко. Но, по моему ощущению, это очень умный человек, который не потерял интерес к тому, что происходит в стране. Безусловно, он будет вести политические игры. Имея такие сильные ресурсы в Москве, на его месте любой бы начал ими пользоваться.