Железобетонная оргия. Зачем смотреть фильм "Высотка"
В прокат вышел британский фильм "Высотка" с элементами антиутопии. Режиссер — мастер черных фильмов Бен Уитли. В главной роли — Том Хиддлстон
Солнце катится к закату. Небоскреб пирамидой Хеопса неуклонно и нагло стремится к небу. Гигантская парковка усеяна автомобилями, как жуками. Люди возвращаются с работы, их лица — как маски, они преисполнены уверенности в себе и в своем будущем, которое представляется им таким же несокрушимым и железобетонным, как их жилье. Современная высотка, в которой учтены все потребности современного человека — шикарный супермаркет, салон красоты, бассейн, спортзал, теннисный корт. Здесь можно прожить всю жизнь, никуда не выходя, — мечта интроверта.
На первых этажах живет народ попроще — многодетные семьи с подбухивающими папашами, которые то и дело ходят налево. На верхних — сливки общества вместе с Архитектором (Джереми Айронс), таинственным гением, создавшим высотку — свой мир, чтобы не попасть в мир иной, — он этого отчаянно боится после аварии. Обитатели периодически устраивают вечеринки. С травкой, алкоголем и дискотекой. Доктор Роберт Леингу (Том Хиддлстон), отлично умеющий снимать скальпы мертвым, заселяется в одну из квартир. Постепенно знакомится с жильцами, которые ничем не отличаются от жильцов любого другого дома. Но поскольку действие происходит в кино, соседи иногда выкидывают коленца, из-за которых кажутся такими же неуравновешенными психопатами, как некоторые френды из Facebook.
Со временем низы начинают бунтовать против верхних этажей. Последней мощной каплей становится бассейн, в котором верхи организовали вечеринку и куда не пустили детей низов. В доме происходит бунт, и все будто сходят с ума. Вместе с электричеством ломаются и тонкие границы человеческой морали. Люди ведут себя по-свински, будто в доме началась война или они живут последний день. Оргии, убийства, измены, издевательства, насилие. Иными словами, темная сторона человеческой натуры расцветает тигровой лилией. Но никто не хочет уходить из высотки. Роберт какое-то время пытается оставаться человеком. Потом плюет на все, дает выход своей боли из прошлого и решает, что лучше трахаться, как кролик, и есть досыта — пускай это даже жареная собака, чем снова столкнуться с собой в реальном мире. Секс, еда и сон — нехитрые составляющие гармонии с процветающим хаосом, от которого несет помойкой.
Хиддлстону (сериал "Ночной администратор"), как никому другому, удается играть хорошего парня, обладающего обаянием нормального человека. Иногда теряясь в сюжетных перипетиях "Высотки", его персонаж наводил порядок, двигая историю в ясном направлении. Неплох Джереми Айронс в роли Архитектора — гениального перепуганного психопата, создавшего свой стерильный мирок. Его тихая энергия пересекается с манерой игры Хиддлстона, иногда создается впечатление, что актеры играют одного человека разных возрастов. Безусловная удача — роль Ричарда Уайлдера, многодетного отца семейства, яростного кретина, ломающего и крушащего все на своем пути. Актер Люк Эванс ("Форсаж") — сгусток почти животной энергии, которая лупит с экрана с силой майского грома. Его исполнительскую манеру можно сравнить с безудержной игрой на барабанах великого "цеппелина" Бонзо, насмерть захлебнувшегося собственной блевотиной в тридцать лет.
"Высотка" заставляет включать мозги. Это и хорошо, потому что, как сказала замечательная актриса и просто красавица Робин Райт, которой 8 апреля исполнилось 50 лет, кино должно вызывать желание думать, но сегодня большинство фильмов вызывает желание есть
Одноименный роман, по которому снят фильм, был написан в 1975 году Джеймсом Баллардом. Кстати, Уитли в "Высотке" в деталях воспроизвел быт семидесятых. Поначалу, если не знать, что кино было снято в наши дни, может показаться, что этот фильм попал на экраны прямиком из семидесятых. Цвет картинки, одежда героев, предметы быта — все оттуда.
В своих произведениях Баллард исследует человеческую природу в наиболее низких, патологических и грязных ее проявлениях. Учитывая то, что во время Второй мировой войны, будучи еще ребенком, Баллард вместе с родителями-дипломатами попал в японский концлагерь, можно почти со стопроцентной уверенностью предположить, что в своих романах, кажущихся фантастическими, в том числе и в "Высотке", он основывался на реальном знании человеческой природы.
"Высотка" — в чистом виде интеллектуальное кино. Заставляет включать мозги. Это и хорошо, потому что, как сказала замечательная актриса и просто красавица Робин Райт, которой 8 апреля исполнилось 50 лет, кино должно вызывать желание думать, но сегодня большинство фильмов вызывает желание есть. После "Высотки" есть точно не захочется, разве что выпить.