Украина в главной роли. Как отечественный кинематограф будет покорять мир

Фото: uFest.in.ua
Фото: uFest.in.ua

Наш кинематограф получил шанс выйти на мировой рынок. Медиаменеджер, режиссер, продюсер, редактор сценариев и кинодраматург рассказывают, что для этого нужно

Украинская киноиндустрия — явление экономически паранормальное. О ее существовании среднестатистический украинец, как правило, не знает. По умолчанию считается, что отечественный кинематограф умирает, требует бюджетных дотаций и вообще похож на хоспис, населенный деятелями культуры.

В то же время эти "пациенты" раскатывают по всему миру, конкурируют с иностранными мастерами, заигрывают со звездами Голливуда и продают свою продукцию в десятки других стран.

Симулянты? Не совсем. Дело в том, что наша киноиндустрия — это не одно целое, а как бы несколько разных миров, обитатели которых зачастую не подозревают о существовании друг друга.

Хосписы в этой галактике есть. Их насельники бедствуют, любят поговорить о возрождении украинского поэтического кино и иногда творят. С господдержкой и божьей помощью даже могут создать шедевр — недорогой фильм с интересной фестивальной судьбой, который увидят иностранные ценители психоделического артхауса. Потому что в Украине такое кино показывать негде и некому — здесь на всю страну 200 кинотеатров, владельцам которых тоже нужно на чем-то зарабатывать. А на артхаус массовый зритель не идет.

Вторая категория — золотоискатели. Внешне они совсем другие и даже говорят на ином языке: вкрапляют в свою речь англоязычные жаргонизмы и вздрагивают от словосочетания "поэтическое кино". На жизнь они не жалуются, и если требуют чего-то от государства, то не денег, а скорее каких-то верительных грамот. Именно эти "золотоискатели" выстроили в Киеве на Троещине едва ли не самую крупную киностудию в Восточной Европе, сняли в Украине сериал "Нюхач" (FILM.UAGroup) и продали его в десятки стран, включая Японию. Это они снимают историческую драму об Анне Византийской, которая вместе с князем Владимиром крестила Русь (Star Media). Увы, о существовании "золотоискателей" и их творчестве украинский зритель узнает окольным путем. У наших телеканалов нет денег, чтобы покупать столь дорогой контент.

В прошлом году в украинском кинематографе случился "Большой взрыв"

Третья каста — телевизионщики. Подневольный мидл-класс киноискусства, иногда креативный, иногда не очень. Когда рынок рекламы рухнул с $500 млн (в 2013 году) до $113 млн (в 2015-м), уровень их креативности заметно подскочил. За пару лет появились новые реалити-шоу собственной разработки, были написаны десятки сценариев новых сериалов. Отечественные каналы стали не только покупать, но и продавать свои форматы за рубеж.

Но в прошлом году во всех мирах галактики украинского кинематографа случился "Большой взрыв". Во-первых, государство профинансировало 104 проекта (это абсолютный рекорд). Во-вторых "золотоискатели" заключили несколько судьбоносных сделок — благодаря им мир вскоре увидит историческую картину "Захар Беркут" и анимационный фильм "Мавка", а в киностудии на Троещине вовсю снимают фильмы на английском и французском языках. В-третьих, отличились "телевизионщики". В разных государствах появились клоны украинского "Ревизора"; рожденный в офисе ТРК "Украина" формат "Реальная мистика" сегодня смотрят во всех странах СНГ; украинская "Хата на тата" пользуется популярностью в Восточной Европе — Литве, Латвии и Польше.

Основных причин возрождения украинской киноиндустрии всего две. Первая: квотирование российского телеконтента летом 2015 года привело к тому, что уже в 2016-м на украинских экранах не было ни одной громкой российской премьеры — только отечественные фильмы или совместного производства. Вторая: выход мировой экономики из кризиса, что позволило нашим людям найти золото. Значит ли это, что тренд будет долгоиграющим и украинские фильмы покорят мир? Неизвестно. Ведь на кону космические деньги.

По самым скромным оценкам, мировой рынок кинематографа — это $100 млрд. За эти средства борются не только киношники, но и правительства десятков стран. Как правило, с помощью системы рибейтов (от англ. rebate — скидка, уступка), когда правительство возмещает часть издержек иностранным съемочным группам.

Ирландия, например, с первого дня так финансирует съемочную группу "Игр престолов". И вовсе не из альтруизма — по данным компании EY, в Великобритании на каждый фунт рибейтов приходится 12 фунтов инвестиций. Это вполне распространенная пропорция — во Франции один евро дотаций киношникам приносит 11,3 евро вливаний в экономику. Хорватия, например, приложила немало усилий (в том числе и в виде участия в финансировании съемок), чтобы те же "Игры престолов" снимались и там. В итоге начиная со второго сезона в сериале постоянно фигурировал колоритный Дубровник, а к шестому сезону география съемок в Хорватии уже не уступала ирландской — в местном правительстве уверены, что нет лучше способа превратить это балканское государство в раскрученный европейский курорт.

Будучи отраслью экономики, киноиндустрия требует столь же решительных реформ, как любая другая

В клуб рибейтов уже входит 40 стран, в том числе Чехия, Болгария, Венгрия, Грузия, Латвия. А Украина — нет. Хотя благодаря этой законодательной норме кинематограф мог бы стать ощутимой статьей и украинского экспорта.

Собственно, это и есть основная мысль большинства наших собеседников. Украинский кинематограф спасут не дотации, а упорный труд и интеграция в мировую экономику. Только на мировом рынке может найти массового зрителя "поэтическое кино" (за счет эффекта масштабирования). Только благодаря иностранным инвесторам могут появиться украинские фантастические боевики. Только продавая свои шоу и сериалы на внешних рынках, способно выйти из кризиса наше телевидение.

Будучи отраслью экономики, киноиндустрия требует столь же решительных реформ, как любая другая. Иначе галактика отечественного кинематографа превратится в один сплошной хоспис… Но хочется верить в совсем другой сценарий. Пусть драматичный, но непременно с хорошим концом. И наши собеседники в него верят.

Соучредитель компании FILM.UAGroup Сергей Созановский


Режиссер Артем Литвиненко


Генпродюсер Нового канала Сергей Евдокимов


Директор Творческого объединения телеканала СТБ Тала Пристаецкая


Писатель Андрей Кокотюха


Fullscreen