"Физически нельзя отличить": военный объяснил, как и почему ВСУ глушат свои же дроны

Kvertus, ВСУ, Антидроновое ружье
Фото: armyinform | Украинские военные пользуются антидроновыми ружьями в боях

Украинцам же не хватает координации для применения антидроновых ружей и "окопного РЭБ" в пылу боя. У ВС РФ ситуация обстоит иначе, ведь они используют другие частоты.

Related video

Накануне украинский военнослужащий Александр Карпюк (Serg Marco) заявил о больших потерях дронов из-за "дружественного огня" сил противовоздушной обороны (ПВО) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые достигают миллионов долларов. Военный эксперт по связи и беспилотным технологиям Сергей Бескрестнов с позывным "Флэш" в комментарии Фокусу подтвердил наличие такой проблемы и рассказал, как ее можно устранить.

По его словам, дружественный огонь — это одна это одна из основных причин падения беспилотников Сил обороны Украины, и на фронте все об этом знают. Большая проблема заключается в том, что многие военные не координируют свою деятельность с операторами средств РЭБ и другими подразделениями. За время войны были случаи, когда дружественным огнем атаковали даже пилотируемую авиацию.

"Взаимодействие и организационный процесс безусловно есть, но его, конечно, надо улучшать, чтобы наши беспилотники не становились объектами собственной атаки. Зачастую причиной их падения являются средства "окопного" РЭБ, какое-то подразделение, не разобравшись, может из антидронового ружья атаковать свой собственный БПЛА, приняв его за вражеский. Вот, например, есть отдельное подразделение, которое за свои деньги купило антидроновое ружье и в их планы к сожалению не входит по каждому дрону обращаться в штаб и выяснять — наш или не наш. Мы не говорим про "большой" РЭБ, установленный на машинах, потому что он хорошо организован. Операторы таких комплексов взаимодействуют через командование с пилотами и дают им "коридоры"", — объяснил Сергей Бескрестнов.

В Украине есть технологии, которые позволяют различать свои и российские аппараты, но военные не могут определить наверняка, если в небе летят одновременно несколько беспилотников. На менее оживленных участках фронта, например, на границах Черниговской и Сумской области, отличить их намного проще, а там, где идут активные бои, и между позициями снуют, порой, несколько сотен дронов — все гораздо сложнее.

ВСУ, дроны Fullscreen
На поле боя могут одновременно летать десятки или сотни БПЛА
Фото: Генеральний штаб ЗСУ / General Staff of the Armed Forces of Ukraine

"В таком случае физически невозможно точно определить принадлежность БПЛА в конкретном месте. Даже если мы поставим на все дроны какие-то маячки или датчики, все равно найдутся подразделения, которые этого не сделают по той или иной причине", — добавил Сергей Флэш.

По его информации, фрагменты систем на базе программного обеспечения для совместной координации ПВО, РЭБ и беспилотной авиации в Украине уже есть, но подробности разработок военные не афишируют. Каждый дрон, летя в воздухе, передает свой ID (номер) — это предусмотрено протоколами абсолютно всех коммерческих аппаратов: Mavic, Autel, а значит тоже может стать основной для реализации систем "свой-чужой".

У ВС РФ ситуация например с FPV дронами обстоит несколько иначе. Российские крылатые БПЛА летают на тех же частотах, что и FPV-дроны, поэтому россияне эти частоты не глушат аппаратным РЭБ и координация им нужна меньше. А вот когда украинские РЭБ подавляют частоты беспилотников "Орлан", которые совпадают с частотами украинских FPV-коптеров, при отсутствии взаимодействия, наши пилоты страдают и могут потерять дроны.

"Cамый главный способ снизить потери дронов из-за дружественного огня — заставить абсолютно все подразделения взаимодействовать друг с другом. Даже самые мелкие, если они пользуются окопным РЭБ. Кстати давно пора разработать и довести до подразделений четкие процедуры использования "окопного РЭБ". Иначе нас рано или поздно ждет хаос с самодельными РЭБ куполами и ружьями", — подытожил Сергей Бескрестнов.

Ранее писали, что Украина будет производить десятки тысяч дронов в месяц уже до конца 2023 года. Как заявил министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Александр Камышин выпуск беспилотников значительно увеличился по сравнению с прошлым годом. Сейчас эта сфера в Украине развивается даже быстрее, чем производство оружия и боеприпасов.