Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса

Игры в ящик

Игры в ящик
Телепространство Украины кристаллизуется в медиахолдинги. В результате крупные бизнесмены получают миллионные доходы и ресурс для грядущих президентских выборов
000


Крупные отечественные бизнесмены продолжают проявлять повышенный интерес к телерынку. Последним громким событием стала покупка Валерием Хорошковским телеканала НТН. И хотя участники сделки цену не разглашают, аналитики сходятся на сумме в $200 млн.

Солидная цена объясняется тем, что за право владеть 60-процентным пакетом акций телеканала боролись два кандидата — группа «Интер», контролируемая Валерием Хорошковским, и американская компания СМЕ в лице генерального продюсера канала «1+1» Александра Роднянского.

Александру Роднянскому есть о чём задуматься: после того, как он упустил канал НТН, ему приходится довольствоваться второй позицией на украинском телерынке
Александру Роднянскому есть о чём задуматься: после того, как он упустил канал НТН, ему приходится довольствоваться второй позицией на украинском телерынке


На цену повлияло ещё и то, что НТН был единственным общенациональным каналом, выставленным на продажу. Побороться было за что: НТН охватывает вещанием 90% территории Украины и занимает девятую строчку в общенациональном рейтинге, имея 3% зрительской аудитории.

Правда, репутация у нового приобретения Хорошковского весьма неоднозначная. Чего стоит одна скандальная история с обвинениями в пропаганде интересов Партии регионов, в результате чего канал покинули многие журналисты.


Проблема с командой не единственная, которую предстоит решить новому владельцу: НТН в минувшем году понес убытки в $2  млн. И хотя сам Валерий Хорошковский в обозримом будущем намерен вывести НТН на прибыль, его соперник Александр Роднянский утверждает, что это невозможно.

Собственно, этим он и объясняет отказ от покупки НТН по более высокой цене. «Мы посчитали эту покупку бесперспективной. НТН не сможет окупить себя ещё очень долгое время. Я не считаю разумным финансовым решением отдавать сотни миллионов долларов за телеканал, зарабатывающий в год всего $10-12  млн.», — сказал г-н Роднянский Фокусу.

Кто есть кто
До покупки НТН компания U. A. Inter Media Group, в которую входят телеканалы «Интер», Enter Film и Enter Music, К1, К2 и «Мегаспорт», имела около 27% аудитории. Теперь этот показатель вырос до 30%.

«Происходит формирование мегагруппы. После перехода НТН в группу «Интера» у Хорошковского просто не останется конкурентов»,  – считает Вячеслав Булавин, генеральный директор рекламной компании «Приоритет», продающей рекламу на канал «1+1».

Г-н Булавин, конечно, преувеличивает: конкуренты у Валерия Хорошковского не из слабых. Так, телеканалы ICTV, СТБ, Новый канал, М1 и М2 Виктора Пинчука охватывают приблизительно 25% аудитории.

Вячеслав Булавин уверен, что после покупки НТН у Валерия Хорошковского попросту не  останется конкурентов
Вячеслав Булавин уверен, что после покупки НТН у Валерия Хорошковского попросту не  останется конкурентов


А телеканалы «1+1», «Кино» и «Сити», принадлежащие компании CME, смотрят сегодня 20% зрителей. Влияние на эти медиаресурсы хочет получить Игорь Коломойский из группы «Приват». Правда, пока он владеет лишь 3% акций СМЕ.


Не успел в полную силу развернуться на медиарынке и самый богатый украинец Ринат Ахметов. Его телеканал «Украина» смотрят 5% аудитории, но руководитель SCМ не собирается на этом останавливаться. Он привёл в телекомпанию группу польских менеджеров, ранее работавших на известном канале Polsat. «У нас есть планы построить медиагруппу с главным каналом общего интереса и группой тематических каналов», — сообщил Фокусу директор ТРК «Украина» Вальдемар Дзики.

Безусловно, нельзя забывать и об УТ-1. Официально он имеет менее 2% зрительской аудитории, но многие эксперты считают эти показатели сильно заниженными. Ведь мониторинг проводится в городах с населением более 50 тысяч человек, а большая часть аудитории УТ-1 живёт в селах и небольших городках.

Реклама — мама
Ситуация с распределением рекламного рынка ещё более очевидна. Бесспорный лидер тут — тоже группа «Интер», на которую работают сразу два сейлз-хауса: «Интер-реклама» и «Стиль-С».

Совместная доля этих продавцов телерекламы достигает 70% в общем объёме рынка, который, по словам директора компании «Интер-реклама» Олега Павленко, в этом году составит $450-480  млн. Для сравнения: в России эта цифра вшестеро больше.

Рекламные доходы «Интера» составляют около $160-170  млн. Компания «Приоритет» зарабатывает примерно $130-140  млн. Еще $19  млн. имеет на рекламе телеканал «Украина». Доля доходов украинских каналов от политической рекламы составила менее 10% всех рекламных поступлений.

Но нынешние объёмы рекламных средств — ещё не предел. «В будущем году рекламный рынок может вырасти на 40-70%», — уверен Олег Павленко. Ведь, по словам экспертов, нынешняя стоимость рекламного времени в Украине сильно занижена, а значит, прибыли от рекламы будут только расти. В частности, по мнению Олега Павленко, многие российские производители, не выдержав дороговизны российской рекламы, могут прийти в Украину.

Привкус политики
Но владение медиаимпериями — это не только выгодный бизнес, но и способ влияния на зрителей. Все опрошенные Фокусом участники рынка признают, что телеканалы нужны их собственникам в том числе и для политических целей.

Сами телевизионщики оправдывают заполитизированность телевидения не злым умыслом владельцев, а интересом украинцев. «Мы показываем то, что хочет смотреть зритель. И если рейтинги политических программ высокие, значит, этот продукт интересен зрителю канала. И от этого не уйти», — пояснил Фокусу Вальдемар Дзики.

Тем не менее практически у каждого владельца телехолдинга есть свои собственные интересы на грядущих президентских выборах. К примеру, Ринат Ахметов и Валерий Хорошковский, по некоторым данным, не лишены президентских амбиций.

Но даже если их фамилии и не попадут в бюллетени через два года, свои политические симпатии к кандидатам они всё равно смогут в полной мере отобразить на телеэкранах. Так, Валерия Хорошковского, занимавшего пост замглавы Совета нацбезопасности, связывают с Виктором Ющенко.


Ринат Ахметов — в одной команде с Виктором Януковичем. А Игоря Коломойского часто ассоциируют с именем Юлии Тимошенко, которая тоже может попробовать себя в президентской гонке.

И хотя медиамагнаты отрицают политическое давление на менеджмент своих телеканалов, подобные прецеденты всё же есть. Недавно руководство телеканала «Тонис» обвинило своего владельца Владимира Костерина в давлении на творческий коллектив с целью протащить в эфир агитацию за возглавляемую бизнесменом Партию зелёных.

А если слухи о том, что одним из владельцев «Интера» является Дмитрий Фирташ, окажутся правдой, испытание политикой ждёт и этот телеканал. Ведь претендент на премьерский пост Юлия Тимошенко полна решимости отстранить компанию Фирташа и «Газпрома» RosUkrEnergo от поставок газа в Украину. В этой ситуации у владельцев может возникнуть соблазн использовать ТВ как инструмент борьбы за газовый пирог.


Private label
Но какие бы цели ни преследовали владельцы телепространства, им в любом случае предстоит борьба за симпатии зрителя. Поэтому каждый канал будет предлагать украинцам что-то новенькое.

При этом группе «Интер», несмотря на её мощь, будет нелегко удерживать внимание большинства зрителей. «На телерынке наибольшая аудитория у того, у кого лучший продукт. Может, завтра «1+1» придумает что-то гениальное и вновь станет лидером или рейтинг Нового канала взлетит, как это было во время трансляции первых сезонов сериала «Солдаты», — сказал Фокусу гендиректор телеканала ICTV Александр Богуцкий.

Его канал в будущем году намерен снять около 100 часов сериалов, принять участие в съемках нескольких полнометражных фильмов и сделать ряд развлекательных программ. Во все эти проекты планируется инвестировать более $10 млн.

Полтора десятка премьер ожидают и зрителей канала СТБ. Причем руководитель канала Владимир Бородянский утверждает, что весь продукт они сделали собственными силами или по заказу, на что СТБ потратил $3 млн.

Не выпадает из общей тенденции и ТРК «Украина». «У нас появляются новые проекты собственного производства: «Дуэль», «Критическая точка», сериал «Безмолвный свидетель», — говорит Вальдемар Дзики.

Однако до сих пор все отечественные телеканалы конкурировали между собой в основном за счёт покупки зарубежного контента. И судя по анонсам на новый сезон, так будет продолжаться и в дальнейшем — качественного и конкурентного собственного продукта почти никто не создал.

Так, «1+1» планирует собирать аудиторию «Танцами со звёздами — 3». «Интер» перекупил Савика Шустера с его «Свободой». Новый канал заходит на рынок с аналогом хорошо известной «Фабрики звёзд».

Все эти проекты назвать собственными можно лишь с большой натяжкой, так как самое главное — идея принадлежит иностранным студиям. А поскольку рост рекламных прибылей каналам обеспечен и без серьёзного апгрейда телеэфира, громких премьер собственных продуктов зрителям ждать не стоит.

Зато эксперты ожидают новых покупок на телерынке. А поскольку весомых всеукраинских каналов уже практически не осталось, в ход пойдут региональные, охватывающие сейчас около 10% отечественной телеаудитории.

Причём цена покупки может оказаться столь же высокой, как при покупке НТН. Ведь последняя сделка создала на рынке прецедент, показав, что даже за телеканал второго эшелона можно получить очень хорошую цену.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.